Женщина-начальник: плюсы и минусы

Из своего опыта руководства кадровой службой и практики консультационной деятельности по управлению персоналом знаю, что часто возникают споры по поводу назначения на руководящую должность женщины. Хотела бы поделиться своими размышлениями. Сразу скажу, что минусов, если у руководства стоит женщина, как таковых нет. Но, конечно, свои особенности есть.

Когда мы говорим об эффективности руководителя, то, конечно, понимаем, что это зависит не от пола, а от личностных качеств, образования, опыта и т.д. В то же время есть некоторые свойства личности, которые в больше степени присущи либо мужчинам, либо женщинам. Ведь в любом случае изначально, при воспитании мальчика или девочки, закладываются разные стереотипы поведения. И как бы там ни было, опыт вынашивания и рождения ребенка есть только у одной половины человечества.

Возможно, поэтому рынок труда сложился так, что есть профессии "чисто женские", где в основном на 90% работают женщины. Это профессии, требующие точности, исполнительности и часто низко оплачиваемые, в частности: машинист крана в цехе, бухгалтер, швея, уборщица и т.д. Это тяжелая, часто монотонная работа, требующая высокой точности, что соответственно требует высокой концентрации внимания и воли. Как ни парадоксально звучит для обывателя, но не для психолога, профессии, требующие высокой волевой регуляции, - это "женские" профессии. Они требуют также высокой мотивации по закону Йеркса - Додсона: более высокая мотивация необходима для выполнения легких заданий, то есть монотонной работы. То есть воля и способность к самомотивации выше у представительниц "слабого" пола.

Скажу еще, что тактика ведения боя, если иметь в виду аналитику, отстраненность и хитрость тоже на стороне женщин. Если же говорить о захватнических войнах, то, конечно, это дело мужчин. Обратимся к мифологии и древним религиям - архетипическому наследию: многие народы выбирали именно женские божества для молитв о победе. Это и Афина (древнегреческая богиня), и Минерва (древнеримская богиня), Сехмет и Кали (индуистские богини), и т.д. Способность действовать не силой, а умом и хитростью - жизненно необходимое качество для женщин, это залог выживания не только в диком, но и современном мире.

Вернемся к возможности практического применения.

Если должность руководителя требует выносливости и высокой волевой регуляции, то есть в течение долгого времени нужно много работать в определенном направлении, - это для женщины. В частности, когда требуется внедрить новую технологию управления, которая должна быть всеми понята и принята, то предпочтительнее видеть у руководства женщину. Она терпеливо будет работать над этой проблемой, пробуя разные пути. Если же задача ставится за один день внедрить новую систему управления, то такую проблему предпочтительно ставить мужчине-руководителю: ему легче с позиции силы заставить действовать всех в заданном направлении. Работа, требующая жесткого подчинения, без права обдумывания - прерогатива мужчин.

Напротив, задачи, связанные с созданием творческой атмосферы развития идей либо воспитания резерва, лучше отдать женщине, так как еще одно важное архетипическое качество - это умение создать атмосферу уюта тепла и принятия. Издревле это прерогатива женщины, которая всегда воспринималась как хранительница очага. То есть в коллективе, созданном женщиной, микроклимат позволяет правильно воспитать молодых специалистов и дать им возможность окрепнуть.

Задачами же, превышающими возможности большинства женщин, являются ведение агрессивной политики или захватнических силовых политических игр с мужчинами либо жесткая конкуренция без возможности отстраненности и обдумывания.

Когда я занималась воспитанием резерва руководителей в одной крупной компании, то, конечно, большинство было мужчин, что является совершенно естественным для патриархального общества. В мужских группах особо трудно шло принятие гуманистического подхода в работе с персоналом и гораздо легче теории принятия решений.

Совершенно наоборот воспринималась та же информация в женских группах. Мы специально "высушивали", схематизировали теории мотивации, что также мужской аудиторией воспринималось легче.

Хочу также заметить, что эмоциональность или восприимчивость эмоций у женщин выше, но это совершенно не значит, что у нее выше скандальность или несдержанность. Для примера зайдите на кавказский рынок, где наравне с женщинами торгуют мужчины и послушайте, кто кричит громче.

Поэтому еще раз подчеркну, что личностные качества важнее оценивать при выборе кандидата на должность руководителя, при этом не следует забывать и об оценке глобальных задач, и архетипических особенностях обоих полов.
15 июля 2009
Автор: Е.Мюлляринен Руководитель проекта построения системы управления и разработки корпоративных стандартов в Управляющей компании ОАО "Электрозавод", бизнес-консультант



Читать также

  • Мужчины в подчинении
    "Большая часть моих сотрудников - мужчины. Со мной они ведут себя по-разному. Одни заигрывают, другие общаются чисто по-деловому. Некоторые мне симпатичны, некоторые - не очень. В общем, как и везде. Сложность моей ситуации в том, что я - директор, и мне приходится ими руководить. Я порой теряюсь, не зная, что делать и как себя вести, а ведь мне ни в коем случае нельзя показывать свою неуверенность. Елена, Псков''
  • Доверительные отношения с персоналом: плюсы и минусы
    Успех любой компании зависит от разных факторов: от состояния рынка, экономических отношений, человеческих ресурсов и др. Одним из наиболее значимых из них, на наш взгляд, является характер отношений с персоналом.

Статьи этого раздела

  • Ценностное предложение работодателя EVP (Employment Value Proposition)
    Ценностное предложение работодателя EVP (Employment Value Proposition) – в настоящее время одна из самых популярных тем в HR среде. В данное понятие включают все блага, которые сотрудник получает от работодателя в благодарность за труд.
  • Как правильно отмечать в компании Новый год?
    Как правильно отмечать в компании Новый год? Может ли это послужить не поводом очередной «гулянки», а стать инструментом достижения важных целей компании? Альтернативные корпоративные подарки на НГ: актуальность для сегодняшнего российского рынка. В нашей стране…
  • В офисе как дома. Мотивируем по-новому
    Многие сотрудники проводят на работе большую часть дня. Если все это время они чувствуют напряжение и дискомфорт, то это неизбежно влияет на их эффективность. В связи с этим возникают вопросы: как изменить установку сотрудников «живу два дня в неделю, остальное время работаю» и чем мотивировать сотрудников, если обычные методы не подходят?
  • К результату через культуру
    Компании развивают корпоративную культуру, направленную на достижение высоких результатов. Как транслировать принципы корпоративной культуры и ценности компании для повышения эффективности и достижения целей компании?
  • Оценка эффективности HR-брендинга
    Оценка эффективности HR-брендинга (отслеживание измеримых показателей): понятные и доступные примеры; прямая связь с вложенными и потерянными инвестициями; системы расчета
  • Как работать с HR-брендом
    Наиболее важным в работе над HR-брендом является определение своего места на рынке, в умах соискателей и текущих сотрудников – одним словом, позиционирование компании как работодателя для всех категорий персонала.
  • Какие предметы в офисе помогут стать влиятельным
    Если вы читаете книгу за столом, ответ на вышеприведенный вопрос может находиться на расстоянии вытянутой руки. Что это будет? Скрепки? Ручки? Карандаши? Промокашки? Транспортир? Ежедневники? Пресс-папье? Принтер? Ваши офисные ящики полны разных предметов. Так какие же упрочат ваше влияние?
  • Рабочее радио для офисного сотрудника
    Первая ассоциация, которая возникает при словах «корпоративное радио», ― завод, цеха и громкоговорители под потолком. Действительно, во многих организациях (как правило, в производственных, добывающих и перерабатывающих) до сих пор вещают собственные радиостанции. Информация о том, что этот формат коммуникаций до сих пор жив и даже активно используется, и подтолкнула меня к идее создать корпоративное радио BDO.
  • Связующая роль HR. Роль HR-подразделения в обеспечении бесперебойной работы компании
    Правильно выстроенные коммуникации между частями организационного механизма многократно повышают его эффективность. Дефекты в коммуникациях создают эффект попадания в механизм песка вместо смазки: все движется со скрипом, и на определенном этапе может перегреться и заклинить. Рассмотрим роль HR-подразделения в обеспечении бесперебойной работы компании.
  • Информирование персонала: задачи, подводные камни, решения
    В статье раскрываются роль информационной политики в отношении персонала, требования к системе информирования, а также рассматриваются возможности использования различных инструментов внутреннего PR для информирования персонала.
  • Хищные культуры
    Иногда человеку бывает трудно понять причину своего неуспеха в новой компании. Особенно когда такой причиной становится чужеродная новичку корпоративная культура — она выталкивает его, связывает по рукам и ногам, не позволяя действовать эффективно. Культура «свой — чужой», которую мы рассмотрели в прошлой статье, — один из примеров хищных корпоративных культур. А всего их четыре.
  • Создание корпоративного спортивно-оздоровительного центра
    Каждый работодатель заинтересован в хорошем здоровье работников. Кто и как готов стимулировать свой персонал на здоровый образ жизни, рассказывается в статье. Автор освещает некоторые варианты социального пакета российских компаний и подробно останавливается на таком, как организация корпоративного спортивно-оздоровительного центра структурного подразделения компании.
  • Правда ли, что «западный» кандидат всегда лучше?
    На сей счёт среди отечественных HR существует три точки зрения.
  • Формируем конкурентоспособный имидж компании
    Современные тенденции развития бизнеса диктуют определенные стратегии поведения компаний на внешнем рынке. Возрастает конкуренция среди работодателей на рынке труда, ужесточаются требования к кандидатам как с точки зрения профессиональных знаний, навыков и умений, так и с точки зрения личностного соответствия образу необходимого сотрудника. Крупные компании выходят на новый уровень конкурентной борьбы - борьбы на уровне имиджевых характеристик, которая позволяет привлекать лучших кандидатов с меньшей потерей временных и материальных ресурсов.
  • Корпоративное питание: как организовать
    Статья описывает процедуру и возможные варианты организации корпоративного питания, а также рекомендации по проведению тендера для организаций - поставщиков услуг питания.
  • Возможно ли регламентировать корпоративную культуру?
    В статье рассматриваются основные инструменты регламентации корпоративной культуры - кодексы корпоративной культуры и корпоративные стандарты поведения. Приводятся рекомендации по содержанию, подготовке и внедрению регламентов, а также практические примеры из опыта отечественных и зарубежных компаний.
  • Доверительные отношения с персоналом: плюсы и минусы
    Успех любой компании зависит от разных факторов: от состояния рынка, экономических отношений, человеческих ресурсов и др. Одним из наиболее значимых из них, на наш взгляд, является характер отношений с персоналом.
  • Эффективные коммуникации в организации
    Коммуникация — процесс и результат обмена информацией. Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.
  • Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации
    Можно выделить пять первичных механизмов передачи корпоративной культуры. К ним относятся: 1. выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя; 2. критерии распределения поощрений и вознаграждений;…
  • Американские работодатели находят способ контролировать даже тех сотрудников, которые работают из дома
    Электронный мониторинг встроен в сайт oDesk.com, который помогает 90 000 программистов, сетевых администраторов, графических дизайнеров, редакторов и других специалистов и 10 000 клиентов по всему миру найти друг друга. Система делает случайные скриншоты экрана работника шесть раз в час, записывает нажатия клавиш и щелчки мыши и может делать снимки фрилансеров за работой с помощью веб-камеры. Клиенты могут в любое время войти в систему и посмотреть, работают ли их подрядчики, что они делают и сколько времени у них уходит на работу. Еженедельные счета клиентов во многом зависят от этих данных. Каждый раз, когда делается скриншот, внизу экрана работника выскакивает маленькая иконка.
  • Чтобы не было мучительно больно
    По данным опроса, проведенного британскими социологами, почти треть женщин, опозоривших себя своим поведением на корпоративной вечеринке в прошлом году, были уволены или решили уволиться сами.

Подписка на новости сайта