Хищные культуры

Иногда человеку бывает трудно понять причину своего неуспеха в новой компании. Особенно когда такой причиной становится чужеродная новичку корпоративная культура — она выталкивает его, связывает по рукам и ногам, не позволяя действовать эффективно. Культура «свой — чужой», которую мы рассмотрели в прошлой статье, — один из примеров хищных корпоративных культур. А всего их четыре.

Культура правил

Возьмем, к примеру, культуру правил. В самих правилах нет ничего плохого — более того, есть сферы бизнеса, где без жесткой регламентации не обойтись. Но когда правила достигают маразматического распространения, компания становится неэффективной и некомфортной. Свод правил регламентирует тут все процессы: начиная с того, как готовить коммерческое предложение и вести переговоры, и заканчивая тем, как заказывать машину, одеваться, говорить… Правила не просто регламентируют каждый шаг сотрудника, они связаны друг с другом: если вы не заполнили отчетность, то не можете совершить следующий шаг, какую бы важную бизнес-задачу при этом ни решали.

Обычно новичку сначала непонятно, зачем такое гигантское количество правил. Ему трудно научиться их соблюдать: нужно обладать недюжинной памятью, чтобы для начала их запомнить. Процедуры и регламенты противостоят человеческим неформальным связям. Последних просто нет в компании. Механистичная среда вымывает душевность, выхолащивает дружбу, привязанности, симпатии и простое человеческое общение. Сотрудники таких компаний редко ходят вместе на обед, не приглашают друг друга на дни рождения и уж точно не ездят вместе в отпуск. Корпоративные мероприятия либо отсутствуют, либо становятся формальными и сухими, проходят по регламенту, носят обязательный характер.

В длительной перспективе такие компании скорее неэффективны, но в краткосрочной могут существовать вполне успешно. Вот уж чего в такой компании точно не бывает, так это инновационных проектов, где важна скорость и высокая вовлеченность участников.

Одна знакомая раньше работала в департаменте продаж крупной FMCG-компании с классической культурой успеха — крайне позитивная культура, ориентированная на оценку и признание сотрудников на основе достигнутого результата. В новой компании, куда она перешла с повышением, все было иначе. Ежедневно ей приходилось составлять отчеты и заполнять формы. Не сданная вовремя отчетность блокировала дальнейшую работу — нельзя было отправить документы на печать и зарезервировать водителя, даже если на следующее утро запланирована встреча с важным клиентом. Девушка недоумевала: что может быть важнее клиента? Оказывается, правила!

Некоторое время она боролась, но неформальные договоренности в компании не работали. Все стопорилось и не двигалось дальше, выдающихся результатов получить не удавалось, руки и ноги вязли в бесконечных правилах. Наконец она уволилась.

Но если вы решили во что бы то ни стало в такой корпоративной культуре удержаться и, более того, добиться в ней успеха, — разберитесь в правилах, вникните в их суть и… начинайте самостоятельно их генерировать.

Царская воля

Еще одна корпоративная культура, попав в которую не так-то просто выжить, характерна тем, что сотрудники компании не могут сделать проект, воплотить инициативу или внедрить новую процедуру, если нет на то воли первого лица. Нет, он не всегда деспотичен и авторитарен. Как раз чаще харизматичен, властен и любопытен до всего, что происходит в организации. Но реализовать что-либо в такой корпоративной культуре можно, только заинтересовав этого человека и продав ему свою идею.

К сожалению, специфику такой культуры видно не сразу — иногда новичку приходится сначала завалить ряд проектов, усомниться в собственных силах и профессионализме и только потом понять суть культуры, в которую он попал.

По каким признакам ее все-таки можно опознать? В таких компаниях все руководители постоянно интересуются мнением первого лица. Его портреты висят в переговорных, имя упоминают при любом удобном и неудобном случае, все окончательные решения принимает лично он, и, наконец, только те инициативы, которые он поддерживает, действительно реализуются в компании.

Сам за себя

Четвертый тип хищной культуры — высококонкурентная среда в компании. Там вам все улыбаются, но в конечном счете — каждый сам за себя. Такие компании обитают на рынках, где степень конкуренции зашкаливает. В них привыкли «жестко не любить» и по возможности «уничтожать» конкурентов. Эту же модель сотрудники переносят внутрь компании. Как правило, люди в такой культуре не готовы делиться информацией с коллегами, они так и ждут, когда кто-то ошибется, чтобы занять его место. Высокая конкуренция ведет к борьбе разными, порой не самыми честными способами: «Если не можешь честно победить, просто победи».

Что делать, если вы попали в такую среду? Понять, насколько вы готовы в ней работать. И если решили, что готовы, то наденьте броню, настройтесь на победу, не доверяйте коллегам, не вступайте с ними в дружеские отношения и… работайте.
25 апреля 2011
Автор: Мария Макарушкина / Ведомости


Читать также

  • Доверительные отношения с персоналом: плюсы и минусы
    Успех любой компании зависит от разных факторов: от состояния рынка, экономических отношений, человеческих ресурсов и др. Одним из наиболее значимых из них, на наш взгляд, является характер отношений с персоналом.
  • Что мешает руководителям эффективно управлять подчиненными
    Используя только три ресурса — опыт, интуицию и здравый смысл, — руководитель незаметно для себя обрастает проблемами. В результате ему приходится постоянно бороться с действительностью, вместо того чтобы получать удовольствие от профессиональной работы. Мы постарались сформулировать те проблемы руководителя, которые представляются наиболее типичными. Не все они присущи всем действующим руководителям. Однако у любого из тех, кто не склонен обременять себя регулярным саморазвитием, отыщутся некоторые из перечисленных помех.

Статьи этого раздела

  • Ценностное предложение работодателя EVP (Employment Value Proposition)
    Ценностное предложение работодателя EVP (Employment Value Proposition) – в настоящее время одна из самых популярных тем в HR среде. В данное понятие включают все блага, которые сотрудник получает от работодателя в благодарность за труд.
  • Как правильно отмечать в компании Новый год?
    Как правильно отмечать в компании Новый год? Может ли это послужить не поводом очередной «гулянки», а стать инструментом достижения важных целей компании? Альтернативные корпоративные подарки на НГ: актуальность для сегодняшнего российского рынка. В нашей стране…
  • В офисе как дома. Мотивируем по-новому
    Многие сотрудники проводят на работе большую часть дня. Если все это время они чувствуют напряжение и дискомфорт, то это неизбежно влияет на их эффективность. В связи с этим возникают вопросы: как изменить установку сотрудников «живу два дня в неделю, остальное время работаю» и чем мотивировать сотрудников, если обычные методы не подходят?
  • К результату через культуру
    Компании развивают корпоративную культуру, направленную на достижение высоких результатов. Как транслировать принципы корпоративной культуры и ценности компании для повышения эффективности и достижения целей компании?
  • Оценка эффективности HR-брендинга
    Оценка эффективности HR-брендинга (отслеживание измеримых показателей): понятные и доступные примеры; прямая связь с вложенными и потерянными инвестициями; системы расчета
  • Как работать с HR-брендом
    Наиболее важным в работе над HR-брендом является определение своего места на рынке, в умах соискателей и текущих сотрудников – одним словом, позиционирование компании как работодателя для всех категорий персонала.
  • Какие предметы в офисе помогут стать влиятельным
    Если вы читаете книгу за столом, ответ на вышеприведенный вопрос может находиться на расстоянии вытянутой руки. Что это будет? Скрепки? Ручки? Карандаши? Промокашки? Транспортир? Ежедневники? Пресс-папье? Принтер? Ваши офисные ящики полны разных предметов. Так какие же упрочат ваше влияние?
  • Рабочее радио для офисного сотрудника
    Первая ассоциация, которая возникает при словах «корпоративное радио», ― завод, цеха и громкоговорители под потолком. Действительно, во многих организациях (как правило, в производственных, добывающих и перерабатывающих) до сих пор вещают собственные радиостанции. Информация о том, что этот формат коммуникаций до сих пор жив и даже активно используется, и подтолкнула меня к идее создать корпоративное радио BDO.
  • Связующая роль HR. Роль HR-подразделения в обеспечении бесперебойной работы компании
    Правильно выстроенные коммуникации между частями организационного механизма многократно повышают его эффективность. Дефекты в коммуникациях создают эффект попадания в механизм песка вместо смазки: все движется со скрипом, и на определенном этапе может перегреться и заклинить. Рассмотрим роль HR-подразделения в обеспечении бесперебойной работы компании.
  • Информирование персонала: задачи, подводные камни, решения
    В статье раскрываются роль информационной политики в отношении персонала, требования к системе информирования, а также рассматриваются возможности использования различных инструментов внутреннего PR для информирования персонала.
  • Создание корпоративного спортивно-оздоровительного центра
    Каждый работодатель заинтересован в хорошем здоровье работников. Кто и как готов стимулировать свой персонал на здоровый образ жизни, рассказывается в статье. Автор освещает некоторые варианты социального пакета российских компаний и подробно останавливается на таком, как организация корпоративного спортивно-оздоровительного центра структурного подразделения компании.
  • Правда ли, что «западный» кандидат всегда лучше?
    На сей счёт среди отечественных HR существует три точки зрения.
  • Формируем конкурентоспособный имидж компании
    Современные тенденции развития бизнеса диктуют определенные стратегии поведения компаний на внешнем рынке. Возрастает конкуренция среди работодателей на рынке труда, ужесточаются требования к кандидатам как с точки зрения профессиональных знаний, навыков и умений, так и с точки зрения личностного соответствия образу необходимого сотрудника. Крупные компании выходят на новый уровень конкурентной борьбы - борьбы на уровне имиджевых характеристик, которая позволяет привлекать лучших кандидатов с меньшей потерей временных и материальных ресурсов.
  • Корпоративное питание: как организовать
    Статья описывает процедуру и возможные варианты организации корпоративного питания, а также рекомендации по проведению тендера для организаций - поставщиков услуг питания.
  • Возможно ли регламентировать корпоративную культуру?
    В статье рассматриваются основные инструменты регламентации корпоративной культуры - кодексы корпоративной культуры и корпоративные стандарты поведения. Приводятся рекомендации по содержанию, подготовке и внедрению регламентов, а также практические примеры из опыта отечественных и зарубежных компаний.
  • Женщина-начальник: плюсы и минусы
    Из своего опыта руководства кадровой службой и практики консультационной деятельности по управлению персоналом знаю, что часто возникают споры по поводу назначения на руководящую должность женщины. Хотела бы поделиться своими размышлениями. Сразу скажу, что минусов, если…
  • Доверительные отношения с персоналом: плюсы и минусы
    Успех любой компании зависит от разных факторов: от состояния рынка, экономических отношений, человеческих ресурсов и др. Одним из наиболее значимых из них, на наш взгляд, является характер отношений с персоналом.
  • Эффективные коммуникации в организации
    Коммуникация — процесс и результат обмена информацией. Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.
  • Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации
    Можно выделить пять первичных механизмов передачи корпоративной культуры. К ним относятся: 1. выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя; 2. критерии распределения поощрений и вознаграждений;…
  • Американские работодатели находят способ контролировать даже тех сотрудников, которые работают из дома
    Электронный мониторинг встроен в сайт oDesk.com, который помогает 90 000 программистов, сетевых администраторов, графических дизайнеров, редакторов и других специалистов и 10 000 клиентов по всему миру найти друг друга. Система делает случайные скриншоты экрана работника шесть раз в час, записывает нажатия клавиш и щелчки мыши и может делать снимки фрилансеров за работой с помощью веб-камеры. Клиенты могут в любое время войти в систему и посмотреть, работают ли их подрядчики, что они делают и сколько времени у них уходит на работу. Еженедельные счета клиентов во многом зависят от этих данных. Каждый раз, когда делается скриншот, внизу экрана работника выскакивает маленькая иконка.
  • Чтобы не было мучительно больно
    По данным опроса, проведенного британскими социологами, почти треть женщин, опозоривших себя своим поведением на корпоративной вечеринке в прошлом году, были уволены или решили уволиться сами.

Подписка на новости сайта

Мероприятия:



Реклама Реклама Реклама