Как потушить профессиональное выгорание?

«Профессиональное выгорание» - проблема, не имеющая ничего общего с ленью. Большой объем профессиональной ответственности, постоянные стрессы на работе и напряженные отношения в коллективе могут превратить любимую профессию в ненавистную и отбить у сотрудника любовь к труду. «Выгореть» на работе и потерять всякую мотивацию к карьерным достижениям могут даже самые рьяные и преданные работодателю трудоголики.  Бешеный темп нашей жизни заставляет специалистов  говорить об этой проблеме все чаще, но однозначного ее решения человечество еще не придумало. Что же такое «профессиональное выгорание» и как его избежать? Об этом расскажет Егор Сафрыгин, директор по маркетингу направления «Медицина» «АльфаСтрахование».

Психологическое выгорание – это комплекс психических проблем, которые возникают у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Профессиональное выгорание возникает из-за того, что у сотрудника накапливаются отрицательные эмоции, но «разрядки» или «освобождения» от них не происходит. Если вы замечаете, что стали эмоционально равнодушны к собственным профессиональным обязанностям и достижениям и при этом чувствуете постоянную усталость, то стоит задуматься о своем здоровье.

Профессиональное выгорание чаще всего «преследует» тех, кто в течение рабочего дня вынужден много и интенсивно общаться: медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, а также те, кто испытывает постоянный стресс, ему уже давно придумано свое название – «синдром менеджера». Это в первую очередь менеджеры по продажам, брокеры. Также в группе риска находятся люди, подверженные стрессу из-за постоянного внутриличностного конфликта – такие сотрудники страдают из-за низкой заработной платы, плохих условий труда, необеспеченности жильем, но при этом не решаются на увольнение.  Они боятся быстро не найти работу, не пройти испытательный срок, не прижиться в новом коллективе. Часто решительность таких людей ограничивают банковские кредиты или семейное положение – матери-одиночки, дети, ухаживающие за пожилыми родителями.

Любая смена привычной обстановки заставляет нас нервничать. Выход на новую работу может вызвать сильнейшую нервотрепку - новое место, новые люди, новые правила, новые обязанности, даже новый маршрут от дома до офиса – все требует дополнительного внимания и усиленной отдачи. С одной стороны человек должен зарекомендовать себя – быть активным, инициативным, креативным, с другой – на новом месте никто не застрахован от неудач и перспектива сесть в лужу перед новым начальством и коллегами парализует новичка и вызывает дополнительные опасения. Определенные трудности возникают, если руководитель «давит» на нового сотрудника: замечает только промахи, а достижения оставляет без внимания или же организует «боевое крещения», ставя слишком сложные задачи. В стрессовой ситуации, стремясь угодить начальству, работник может потерять мотивацию к работе.

Однообразная рутинная работа в течение длительного времени также является дополнительным всполохом в процессе профессионального выгорания.

Узнали себя в одном из примеров? Не отчаивайтесь, есть несколько рекомендаций, которые помогут вам быть эффективными и любить свою работу, несмотря ни на что.

Менее выраженное снижение эффективности в стрессовой ситуации наблюдается у работников, отличающихся хорошим здоровьем и целенаправленно заботящихся о своем физическом состоянии. Здоровое питание, крепкий сон и занятия спортом помогут почувствовать себя здоровее, активнее и увереннее в себе. Если в ваш социальный пакет входит посещение фитнес-центра или полис медицинского страхования, найдите время для занятий спортом и визит в поликлинику. Предотвращение болезней сотрудников обходится компании дешевле как болеющих работников, так и тех, кто, несмотря на плохое самочувствие, выходит на работу и не только заражает других, но и в состоянии сниженной концентрации нередко принимает неверные бизнес-решения. Расширенный социальный пакет – признак грамотного управления здоровьем персонала. Не пренебрегайте предоставленными работодателем возможностями. 

Также профессиональное выгорание в меньшей степени касается тех, у кого уже был успешный опыт преодоления профессионального стресса. Поэтому не бойтесь проблем – решайте их, подстраивайтесь под изменившиеся условия и будьте более гибкими  в напряженных ситуациях. Высокая подвижность, открытость, общительность и самостоятельность также помогут вам в борьбе с профессиональным выгоранием, а способность создавать и поддерживать в себе позитивные установки сделают вас практически неуязвимыми.

Еще один совет: делайте регулярные перерывы. Чем короче дедлайны, тем больше ваш организм нуждается в передышке, поэтому каждый час делайте небольшие перерывы на три-пять минут. Разумеется, таким перерывом не должен быть «перекур». Если на работе доступны социальные сети, ничто не мешает вам обновить ленту новостей, однако помните, что «пара минут» в социальной сети могут легко превратиться в получасовой интернет-серфинг, который отнимет силы, отвлечет от рабочих задач и вызовет недоумение у заметившего его начальства.

Гениальные мысли приходят только на свежую голову. Но для того, чтобы отдохнуть, не обязательно бездельничать - смена занятия позволит вам взглянуть на сложную задачу, требующую большой концентрации, под другим углом, иногда решение приходит буквально само собой.

Проблема многих работников в том, что они боятся просить помощи. Но,  как показывает практика, две головы лучше, чем одна, поэтому смело устраивайте мозговые штурмы с коллегами. Взгляд со стороны всегда полезен. И даже если в сотрудничестве вы не найдете нужный ответ, вы всегда сможете нащупать другой подход к решению поставленной задачи.

Профессионального выгорания поможет избежать грамотное планирование. Важно не просто понимать точный объем работ, но и уметь его распределять, умещая в прописанный в Трудовом кодексе восьмичасовой рабочий день. Ежедневные переработки, которые к тому же далеко не всегда оплачиваются работодателем, служат дополнительной причиной профессионального выгорания. Частенько к ним прибавляются домашние проблемы и непонимание со стороны семьи. Не стоит взваливать на свои плечи лишние задачи, от этого ваша эффективность снизится, работа не будет выполнена в срок, а ваш организм получит дополнительную порцию стресса. Если вы не успеваете выполнять прямые обязанности, не бойтесь обсуждать их с работодателем. Помните, что адекватный начальник всегда открыт диалогу.

Все описанные  факторы могут стать финальной искрой, которая и подожжет фитиль профессионального выгорания. Помните, что испытательный срок – это время проверки не только для работника, в течение этого времени вы присматриваетесь к новой компании, начальству и, если они есть, к подчиненным. Не бойтесь менять работу, если существуют очевидные причины профессионального выгорания.

30 июля 2014
Автор: Егор Сафрыгин, директор по маркетингу направления «Медицина» «АльфаСтрахование».


Статьи этого раздела

  • 7 рекомендаций, как пройти телефонное интервью
    Будьте готовы к этому звонку. После него либо вы будете отличным кандидатом в глазах рекрутера, либо вам больше никогда не перезвонят.
  • Куда уходят эйчары?
    Довольно многие эйчары говорят о том, что особенно в эйчар развиваться некуда - самые талантливые эйчары быстро достигают должности директора по персоналу и дальше рутина. Хорошо, если руководство компании продвинутое и ставит интересные задачи и…
  • Чем именно вас привлекает переход в высшее руководство?
    Самый частый вопрос, который задают мне сотрудники паспортного контроля: не родственница ли я знаменитой теннисистке. Самый сложный «простой» вопрос, на который мне приходится отвечать: откуда вы? Я живу в Америке, мой офис находится в Амстердаме, мой акцент легко выдает русское происхождение.
  • Управлять или подчиняться: сложный путь к простому выбору
    Значительная часть людей хочет быть руководителями и управлять другими. К сожалению, большинство стремящихся вверх не представляют себе последствий своего служебного роста, реального содержания будущей работы и того, насколько радикально изменится сам образ их жизни. По мере продвижения по служебной лестнице значимость квалификации в специфике бизнеса уменьшается, а значимость управленческой квалификации возрастает. Довольно часто те, кто демонстрировал хорошие результаты в начале карьеры, по мере продвижения вверх начинают не справляться со своими обязанностями: требуются уже совершенно иные навыки.
  • Блеск и нищета аудитора
    Скромно оплачиваемая работа с отличными карьерными перспективами
  • Что делать, если работодатель возлагает на меня дополнительную работу?
    Что делать, если работодатель изменяет мои должностные обязанности, поручает мне другую работу, увеличивает ее объем?
  • 50 карьерных советов на все времена
    Список универсальных рекомендаций составленый с помощью HR-специалистов, рекрутеров и топ-менеджеров.
  • Управление карьерой - советы как молодым специалистам, так и состоявшимся профессионалам
    Внимательное изучение материала данной главы, на наш взгляд, поможет определиться с успешным карьерным путем как молодым специалистам, так и состоявшимся профессионалам, старающимся открыть в себе новые качества или оказавшихся на рынке труда в связи с экономическим кризисом 2007 - 2009 гг. Мы на протяжении многих лет оказываем услугу в виде консультаций по развитию карьеры и предлагаем здесь аналитический материал, основанный на практических результатах наших "карьеристов".
  • Не торопитесь увольняться «по собственному желанию»
    Семь советов от известного московского юриста Тимофея Пружинина:
  • Девять признаков того, что вас скоро уволят
    В большинстве случаев мы заранее начинаем догадываться о том, что наше время пришло. Можно сколь угодно долго отрицать, но если вы оказались достаточно умны для того, чтобы получить эту работу, то вам должно хватить ума, чтобы почувствовать неминуемое приближения момента вынужденного расставания с ней
  • О рекрутерах и кандидатах во время кризиса
    "День добрый, меня зовут Валерия, мне 19 лет, и я, как можно догадаться, нахожусь в срочном поиске работы. Стаж работы 6 месяцев. Умею практически все, чего нет - легко научусь" (из резюме на сайте по…
  • 8 запретных тем на собеседовании
    Казалось бы, вы полностью подходите на вакансию и по опыту, и по квалификации, и по всем прочим требованиям. Но после собеседования работодатель о вас больше не вспоминает. В чем причина? Тут возможны два варианта: вы либо сказали что-то не то, либо – не так. Чтобы исключить наиболее типичные ошибки соискателей, следует раз и навсегда уяснить то, что на собеседовании делать категорически запрещается.
  • Рекомендации переводчикам фрилансерам
    Своим опытом делится Наталия Филинкова – профессиональный переводчик китайского языка.
  • Кто на новенького? Новый сотрудник в коллективе
    Новый человек в коллективе - проблема извечная. В школе ее решают учителя, в армии - сержанты. В бизнесе же это проблема работодателя. А ее удачное решение может сэкономить деньги.
  • Power dressing. Что такое одежда для карьеры
    Вам приходилось когда-либо слышать о том, что такое одежда для карьеры – power dressing? Это выражение используется на Уолл-стрит и означает, что качество вашей одежды не может уступать качеству вашей работы. Вещи несут определенную информацию о вас и вашем положении. Вы должны выглядеть в соответствии со своей должностью. Например, костюм от Armani выдает успешного менеджера. Джинсы – отличная одежда для журналистов, музыкантов и людей прочих творческих профессий, но они не подходят для руководителей, работающих в офисе.
  • Эх, прокачу. Мошенники от трудоустройства
    Существует две стадии отсутствия денег: "денег нет" и "денег нет вообще". Мошенники от трудоустройства охотятся за теми соискателями, которые пока еще находятся на первой стадии. Человек несколько недель мыкается без работы, проел нехитрые сбережения, но под матрацем у него еще осталась пара сотен долларов, отложенная "на черный день". Вот на эти-то деньги и нацеливаются аферисты.

Подписка на новости сайта