Предварительный медосмотр: обязанности работодателя

Предварительный медосмотр: обязанности работодателя
В ряде случаев прием на работу допускается только при условии прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке и на условиях, определенных трудовым законодательством. Это предусмотрено в целях защиты здоровья и самих работников, и населения. На работодателя соответственно обязанность - проводить такие осмотры. Однако на практике встречаются перекосы как в одну, так и в другую сторону: или осмотры не проводят тогда, когда должны это делать (и это установлено в законе), или наоборот -заставляют всех поголовно проходить медосмотр, в т. ч. и в тех случаях, когда в этом нет необходимости, и даже в нарушение прав работников.
Сегодня мы постараемся разобраться, в каких случаях следует проводить предварительные медицинские осмотры при приеме на работу.

Лица, подлежащие обязательному предварительному медицинскому осмотру

По смыслу ст. 69 ТК РФ обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора должны проходить лица, которых можно условно разделить на три группы:
- лица, не достигшие возраста 18 лет;
- лица в случаях, предусмотренных ТК РФ;
- иные лица, предусмотренные иными федеральными законами.

Трудовой кодекс РФ выделяет в отдельную группу принимаемых на работу лиц моложе 18 лет, что обусловлено особенностью развития их организма. Аналогичная норма содержится в главе 42 ТК РФ, именуемой "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет". Согласно ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования), который осуществляется за счет средств работодателя.

Следующая группа лиц, обязанных проходить обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу, предусмотренная ТК РФ, классифицируется в зависимости от цели медицинского освидетельствования. Условно они могут быть распределены по группам.

Первая группа - лица, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.

Проведение обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу лиц, условно отнесенных к первой группе, обусловлено необходимостью определить пригодность этих работников к выполнению поручаемой работы и предупредить профессиональные заболевания.


Кстати сказать

До внесения изменений в ТК РФ в его нормах, в т. ч. и в правиле, предусмотренном ст. 69 ТК РФ, отсутствовал термин "обследование". Он был введен в целях приведения положений ТК РФ в соответствие с нормами, предусмотренными иными федеральными законами - и нормативными правовыми актами.


Вторая группа - лица, поступающие на работу в организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (см. ст. 213 ТК РФ).

Целью проведения предварительных медицинских обследований второй группы лиц является охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний.

Следует отметить, что перечень предусмотренных ТК РФ случаев, когда вводятся обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования), является открытым. В силу ч. 4 ст. 213 ТК РФ у отдельных работодателей в случае необходимости по решению органов местного самоуправления могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований). Эти случаи мы условно отнесем к третьей группе лиц.

Анализируя правила разграничения полномочий по установлению случаев введения обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), содержащиеся в вышеуказанной норме, можно сделать вывод: работодатель на своем уровне, самостоятельно локальным нормативным актом не может установить требование об обязательности прохождения всеми соискателями (кандидатами) предварительного медицинского осмотра (освидетельствования) при приеме на работу. Отказ претендента на вакантную должность от прохождения предварительного медицинского осмотра в случаях, не предусмотренных законодательством, является правомерным и не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора.

Порядок проведения обследований
Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ, определяются:

* вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования);
* порядок проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований).

В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.03 № 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" указанные факторы и работы, а также порядок проведения осмотров утверждаются Минздравсоцразвития России.

Во исполнение данного документа приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83 утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований).

Наряду с ними действует приказ Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (далее - приказ от 14.03.96 № 90), которым утверждены следующие документы:

* Временный Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований;
* Временный Перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний к допуску на работу;
* Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;
* Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску к работе в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с временными перечнями;
* Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по его применению. Цель предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу - определить соответствие состояния здоровья претендента (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Цель предварительных медицинских осмотров при поступлении
на работу – определить соответствие состояния здоровья претендента (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Предварительные медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом от 14.03.96 № 90 лечебно-профилактическими учреждениями (организациями) любой формы собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат.

Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной регистрации обследуемого.

Контингенты, подлежащие предварительным медицинским осмотрам, определяют центры Госсанэпиднадзора субъектов РФ совместно с работодателем и соответствующим выборным органом первичной профсоюзной организации (по цехам, профессиям, опасным, вредным веществам и производственным факторам) не позднее 1 декабря предшествующего года. Сроки проведения осмотров должны соответствовать установленной периодичности.

Направление на медицинский осмотр, перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздействие на работника, выдается работодателем на руки претенденту (освидетельствуемому) для представления лечащему врачу лечебно-профилактического учреждения, проводящего медосмотр. Основным лицом, проводящим предварительные медицинские осмотры, является лечащий врач лечебно-профилактического учреждения, оказывающего медицинскую помощь (это может быть врач-терапевт здравпункта, цехового или территориального участка или врач общей практики (семейный врач).

Данные медицинского обследования заносятся в амбулаторную медицинскую карту. Каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает свое заключение о профессиональной пригодности и при показаниях намечает необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. На отдельный лист выносятся данные профессионального маршрута потенциального работника (предприятие, цех, участок, профессия, стаж, вредные, опасные вещества и производственные факторы) и окончательное заключение о соответствии состояния здоровья поручаемой работе или иное заключение.

Лицам, прошедшим предварительный медицинский осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение, подписанное лечащим врачом и скрепленное печатью лечебно-профилактического учреждения (в случае индивидуального допуска в указанное заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и др.).

Лицам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, или в конфликтных случаях выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) на руки, а его копия в трехдневный срок пересылается работодателю, выдавшему направление.

Предварительные медицинские осмотры лиц, принимаемых на работу вахтовым методом, проводят лечебно-профилактические учреждения по месту постоянного медицинского обслуживания или по месту дислокации вахт, при решении администрацией вахтовых организаций вопроса об их финансировании.

Освидетельствуемый обязан:

* своевременно явиться на медицинский осмотр;
* иметь при себе направление, паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, и военный билет;
* получить медицинское заключение для предъявления работодателю.

Лечебно-профилактическое учреждение (лечащий врач) обеспечивает проведение медицинского осмотра индивидуально каждому обследуемому в соответствии с требуемым объемом, в пределах имеющихся у лечащего врача и медицинского учреждения лицензии, сертификата, в месячный срок с момента обращения. При необходимости проведения дополнительных исследований лечебно-профилактическое учреждение (лечащий врач) решает вопрос о привлечении иных специалистов или учреждений здравоохранения.

Психиатрическое освидетельствование
Обязательное психиатрическое освидетельствование должны проходить лица, в должностные обязанности которых будет входить осуществление отдельных видов деятельности, в т. ч. деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее - Перечень от 28.04.93), утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"".

Кстати сказать

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 20.05.04 № 649) была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспот-ребнадзор), которой, в частности, переданы функции упраздняемого Минздрава России по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора.



Согласно ст. 6 Закона РФ от 02.07.92 № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон от 02.07.92 № 3185-I) гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования лицами, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности". Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм Закона от 02.07.92 № 3185-1.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Освидетельствование лица проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем от 28.04.93. Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.

Для его прохождения освидетельствуемый представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда, предусмотренные Перечнем от 28.04.93. Одновременно он предъявляет паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

Освидетельствование проводится в срок не более 20 дней с даты его обращения в комиссию.

В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем освидетельствуемый ставится в известность. Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений. При прохождении освидетельствования лицо может получать разъяснения по вопросам, связанным с его освидетельствованием. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) освидетельствуемого к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.

Решение комиссии (в письменной форме) выдается лицу под расписку в течение трех дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения и дате выдачи его освиде-тельствуемому. В случае несогласия с решением комиссии оно может быть обжаловано в суде.


Мнение эксперта

А.В. Потапова,
эксперт журнала "Справочник кадровика"


Часть 3 ст. 76 ТК РФ содержит следующую норму: в случае отстранения от работы работника, который не прошел обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Применение этого правила на практике проблематично и вызывает ряд вопросов. Лица, подлежащие обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию), проходят этот осмотр до заключения трудового договора, т. е. тогда, когда они еще не являются работниками. Между тем возникают трудности с определением периода времени, отведенного для прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. А в случае его непрохождения в этот период - с тем временем, в течение которого лицо, направленное на предварительный медицинский осмотр, будет его проходить (время недопущения к работе).

Далее, затруднено выяснение обстоятельств непрохождения предварительного медицинского осмотра. Когда по этому основанию работник отстраняется от работы, работодатель имеет право выяснять причины непрохождения им медицинского осмотра, требовать от него объяснения, составлять акт о непрохождении медицинского осмотра, непосредственный руководитель может оформить докладную записку и т. д. В случае же, когда предварительный медицинский осмотр не проходит лицо, в отношении которого только принято решение о приеме на работу, все не так определенно. Получается, что если нет документального подтверждения прохождения предварительного медицинского осмотра, то не будет заключаться трудовой договор, не может быть осуществлено фактическое допущение к работе, в то же время процедура выяснения причин его непрохождения не определена.

Оплата времени простоя в случае недопущения к работе лица, не прошедшего предварительный медицинский осмотр, производится по правилам ст. 157 ТК РФ. Так, время простоя по вине работодателя (когда предварительный медицинский осмотр не пройден по вине работодателя, например ненадлежащим образом оформлено направление на осмотр) оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; по причинам, не зависящим от работодателя и работника (например, предварительный осмотр не пройден по вине медицинского учреждения), - в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Однако здесь появляется проблема с определением размера средней заработной платы для лиц, которые еще не являются работниками, а также вопрос о содержании распоряжения руководителя, на основании которого бухгалтерия будет производить данные выплаты.

Норма ч. 3 ст. 76 ТК РФ об оплате времени, в течение которого работник, не прошедший предварительный медицинский осмотр, не допускается к работе, была и в первоначальной редакции Трудового кодекса РФ. К сожалению, и на настоящий момент нет каких-либо рекомендаций по применению на практике данной нормы.


О затратах работодателя

В соответствии с ч. 2 ст. 212, ч. 6 ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования), в т. ч. обязательные предварительные осмотры, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляются за счет средств работодателя. Аналогичное правило было предусмотрено п. 2 ст. 14 ранее действовавшего Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", согласно которому работодатель обязан был обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных при поступлении на работу медицинских осмотров (обследований) работников.

В рассматриваемом вопросе важным является порядок отнесения затрат работодателя на проведение медицинских осмотров работников.

В соответствии с письмом УФНС РФ по г. Москве от 28.06.05 № 20-12 / 46417 "О включении в состав затрат, связанных с проведением медицинских осмотров работников" указанные выше затраты подлежат отнесению к прочим расходам, учитываемым на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, при соблюдении трех условий:
1) проведение медицинских осмотров тех работников, для которых согласно законодательству они являются обязательными;
2) осуществление медицинских осмотров в соответствии с установленным Порядком, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83;
3) надлежащее документальное их оформление.

Расходы по проведению указанных выше медицинских осмотров относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом следует иметь в виду, что расходы на проведение медосмотров иных работников организации, для которых такие осмотры не являются обязательными, не могут быть признаны обоснованными и, как следствие, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Случаи обязательных предварительных медосмотров, предусмотренные иными федеральными законами

Следующую группу рассматриваемых субъектов, обязанных проходить при приеме на работу обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование), составляют иные предусмотренные иными федеральными законами лица. Среди них, в частности, можно назвать работников, которые осуществляют деятельность в области использования атомной энергии.

Так, в соответствии с п. 1.7.2 постановления Госгортехнадзора России от 05.06.03 № 56 "Об утверждении правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" работники, занятые на работах с опасными и вредными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) в целях определения их пригодности для выполнения поручаемой работы.

Кроме того, согласно ст. 27 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности. При этом перечень специалистов из числа работников, которые в зависимости от выполняемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также предъявляемые к этим специалистам квалификационные требования определяются Правительством РФ.

Одним из обязательных условий получения указанных разрешений является отсутствие медицинских, в т. ч. психофизиологических, противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований определяются Правительством РФ.

В соответствии с п. 31 нормативного правового акта, именуемого "Организация работы с персоналом на атомных станциях", утв. приказом Росатома от 15.02.06 № 60, ряд работников должны проходить обязательные предварительные и ежегодные медицинские осмотры и психофизиологические обследования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.03.97 № 233 "О Перечне медицинских противопоказаний и Перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии" (далее - Постановление № 233). К ним относятся специалисты из числа работников, которые в зависимости от осуществляемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Целью проведения обязательных предварительных при поступлении на работу (равно как и периодических, ежегодных) медицинских осмотров является предотвращение допуска к работе специалиста в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. Это обусловлено необходимостью снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников.

В соответствии с п. 2 Постановления № 233 медицинские осмотры проводятся в медико-санитарных частях, обслуживающих объекты использования атомной энергии. Нормативные акты по проведению медицинских осмотров утверждаются Министерством здравоохранения РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, в соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30.03.95 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" при поступлении на работу должны проходить обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 877 утвержден Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Указанным Перечнем, в частности, предусмотрены такие должности, как врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт.

Порядок проведения обязательных предварительных медицинских осмотров для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу определен Правилами проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.95 № 1017.

Обязанности работников

Наряду с обязанностью работодателя проводить обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) отдельных категорий работников законодательство устанавливает также обязанности таких лиц. Так, согласно ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, преусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
20 апреля 2009
Автор: Костян И.А., канд. юрид. наук, член Комитета по трудовому законодательству Национального союза кадровиков, адвокат / Журнал "Справочник кадровика" 7-2007


Читать также

  • Труд водителей: особенности правового регулирования
    Водители организаций относятся к категории работников, труд которых подлежит особому правовому регулированию: работник должен проявлять повышенное внимание на дороге, а это приводит не только к физической, но и к быстрой психологической усталости. Поэтому рабочее время водителей строго нормировано законом. Кроме того, для водителей установлены различные гарантии и компенсации. Рассмотрим названные и некоторые другие вопросы.
  • Оформление инструктажа по охране труда
    В статье подробно рассматриваются правовые аспекты охраны труда, приводятся образцы документов

Статьи этого раздела

  • Какие риски в сфере охраны труда часто забывают работодатели
    Многие работодатели, прежде всего, офисные компании скептически относятся к системе охраны труда. Скепсис, как правило, выражается в вопросе: «Какая может быть охрана труда в современном деловом центре?» Статья публикуется в рамках сотрудничества…
  • Несчастный случай на производстве
    В этой статье мы постараемся разобраться, какие происшествия являются несчастными случаями на производстве, а какие — нет, что нужно делать работнику и работодателю при возникновении несчастного случая и какие последствия он влечет для сторон трудового договора.
  • Специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда
    Теперь аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда. Процедура специальной оценки условий труда предназначена для решения вопроса о предоставлении компенсаций работникам в связи с занятостью на вредном производстве.
  • Внутренние расследования нарушений сотрудников
    Иногда сотрудники нарушают установленные в компании правила, действуют в своих интересах и в ущерб работодателю. В таких случаях службы контроля организации проводят внутренние расследования причин и последствий нарушения.
  • Кадровая безопасность. Принимаем нового сотрудника
    Каждого нового сотрудника в день приема нужно знакомить с правилами работы в компании. Он должен изучить внутренние нормативные акты, регламенты и иные документы, связанные с кадровой безопасностью работодателя.
  • Аттестация рабочих мест - современный способ обеспечения безопасности!
    Законодательство России устанавливает обязанность для работодателей по организации эффективной системы охраны труда. Меры по предотвращению несчастных случаев и заболеваний предприниматели должны производить в строгом соответствии с нормами ТК РФ, а также рядом технических регламентов, условий и стандартов. Одним из требований, предъявляемых к фирмам, является аттестация рабочих мест.
  • Правильно оформленный скриншот является надлежащим доказательством в суде
    Налоговики нередко указывают, что представленный компанией скриншот является подделкой, которая не несет необходимой информации. Какие данные должен содержать снимок с интернет-страницы? Обязательно ли его нотариальное заверение? Как отобразить дату и время на скриншоте?
  • Что необходимо знать об аттестации рабочих мест
    Аттестация рабочих мест по условиям труда - обязательное мероприятие, регламентированное ст. 212 Трудового кодекса РФ. Оно проводится для того, чтобы работодатель смог объективно оценить, в каких условиях трудится его персонал, и при необходимости принять меры по оздоровлению этих условий труда. Причем, как показывает практика, оценивать условия труда необходимо даже в самом современном помещении, поскольку негативные воздействия обнаруживаются везде. Рассказываем о важных нюансах аттестации.
  • Как победить воровство собственных сотрудников?
    Главная идея этой статьи: хищения и другие злоупотребления персонала можно поставить под контроль и минимизировать ущерб. И HR – менеджмент может и должен играть важную роль в решении этих задач. Однако у всего процесса должен быть единый «хозяин», и это, без сомнений, - первое лицо фирмы.
  • Договор о неразглашении информации
    В современных условиях развития рыночной экономики и усиления конкурентной борьбы, все большего проникновения гласных и негласных средств и систем сбора, обработки и накопления информации в сферу частной жизни, хозяйствования и в публично-властный сектор особую актуальность приобретают договоры о неразглашении информации. Такие договоры являются относительно новым явлением в правовой системе России и еще не получили надлежащей проработки. Однако договоры о неразглашении информации давно известны и широко применяются в мировой правовой практике. Другим названием договора о неразглашении информации является договор о конфиденциальности - оба названия на равных будут применяться в этой статье.
  • Проверка сотрудников через социальные сети
    Интернет, кроме удобного поиска сотрудников, дает отличную возможность проверить будущих соискателей при помощи социальных сетей. Как это лучше сделать, на что обратить внимание? Рассказывают Галина Иванова и Вера Макурова, менеджеры по поиску персонала компании Intercomp Global Services
  • Проверяем справку о зарплате за 2 предыдущих года
    Ваш сотрудник принес справку о заработке за два прошлых года, однако документ вызвал сомнения? Прежде чем его использовать, можно проверить сведения о компании, которая его выдала
  • Судимость как фактор риска: установлены ограничения на работу с детьми и подростками
    В Трудовой кодекс внесены изменения, ограничивающие возможность поступления на работу, связанную с обучением и воспитанием несовершеннолетних. Они касаются граждан, имеющих (имевших) судимость или привлекавшихся к уголовной ответственности за конкретные виды преступлений <1>. В связи с этим у кадровиков появляется новая обязанность: при оформлении сотрудника для работы с детьми и подростками требовать от него справку "о благонадежности", то есть об отсутствии судимости или факта уголовного преследования.
  • Вправе ли организация ответить на официальный запрос другой организации относительно своего бывшего работника?
    В запросе просят подтвердить факт того, что работник действительно работал в организации, и подтвердить причину его увольнения.
  • Отстранение от работы по требованию госорганов или должностных лиц
    В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по отстранению сотрудника от работы (недопущению к ней). Здесь есть два важных момента. Во-первых, перечень оснований, приведенных в ст. 76, является исчерпывающим…
  • Технология определения сведений, относимых к коммерческой тайне, и факторы риска
    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать…
  • Труд водителей: особенности правового регулирования
    Водители организаций относятся к категории работников, труд которых подлежит особому правовому регулированию: работник должен проявлять повышенное внимание на дороге, а это приводит не только к физической, но и к быстрой психологической усталости. Поэтому рабочее время водителей строго нормировано законом. Кроме того, для водителей установлены различные гарантии и компенсации. Рассмотрим названные и некоторые другие вопросы.
  • Охрана коммерческой тайны
    Работник может быть уволен по инициативе работодателя за разглашение сведений, составляющих ту или иную тайну. Однако вопросы, связанные с материальными потерями, убытками, причиненными работодателю, надлежащим образом не решены. О том, какими правовыми средствами должна обеспечиваться защита такой информации, читайте в статье.
  • Пожарная безопасность в свете последних изменений законодательства
    С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон). Его принятие обусловлено требованиями другого нормативно-правового акта - Федерального закона от 27.12.2002…
  • Условия труда для работников-инвалидов
    Если в компании работают инвалиды, работодатель обязан создать им специальные условия труда. Это требование содержится в ст. 224 Трудового кодекса. О том, как его выполнить, рассказывается в статье.
  • Расследуем несчастный случай в учреждении
    Довольно часто в организациях происходят несчастные случаи с работниками. Причины этого - несоблюдение техники безопасности, необеспечение средствами индивидуальной защиты, использование устаревшего оборудования и т.д. Несчастный случай - непростое испытание для любой организации, потому как необходимо оформить целый ряд документов.
  • Воровство на работе: бороться или предотвращать?
    Проблема воровства на предприятиях, а если немного расширить рамки - неблагонадежности сотрудников, стара как мир. Практически каждая крупная компания включает в свой штат службу безопасности. Защита интересов собственников предприятий от их наемных работников - это целое направление бизнеса. Но может ли кто-нибудь дать стопроцентную гарантию благонадежности персонала? В лучшем случае специалисты обещают минимизацию потерь.
  • Если работник получил производственную травму
    Во время выполнения трудовых обязанностей с работником может произойти несчастный случай. Как работодатель должен действовать в такой ситуации? Какие гарантии пострадавшему предусмотрены законодательством?
  • Прослушивание работодателями телефонных переговоров работников: законно ли это?
    Многие работники коммерческих организаций знакомы с таким проявлением корпоративного контроля, как прослушивание служебных телефонов. Обычно этим занимаются сотрудники служб безопасности крупных и средних организаций по поручению руководства, причем прослушивание может носить как гласный, так и негласный характер.
  • Когда работодатель вправе проверять информацию о работниках?
    Все чаще в средствах массовой информации звучат мнения о том, что применение полиграфа при приеме на работу чуть ли не панацея от недобросовестного работника, а допрос пассажиров перед полетом - заслон террористическим актам на воздушном транспорте. Так ли это и законны ли подобные проверки?
    И, самое главное, как все это грамотно оформить?
  • Положение о защите персональных данных
    Положение о защите персональных данных и Приложения-образцы (шаблоны) документов
  • Пожарная безопасность - образцы инструкций, приказов и положений
    В приложении: - Инструкция о мерах пожарной безопасности в торговом зале. - Об ответственном за электробезопасность. - Об утверждении программы пожарно-технического минимума. - Приказ о проведении повторного противопожарного…
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности
    Пример инструкции о мерах пожарной безопасности для малых офисов, магазинов, сервисных центров
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности
    магазинов, сервисных центров
  • Оформление инструктажа по охране труда
    В статье подробно рассматриваются правовые аспекты охраны труда, приводятся образцы документов
  • Охрана труда - категория экономическая
    Cитуация с охраной труда в нашей стране, мягко говоря, далека от совершенства. Согласно определению, данному в ст. 209 ТК РФ, охрана труда - это "система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия".
  • Как повысить кадровую безопасность компании
    Как определить, кто из сотрудников организации и поступающих на работу наносит или может нанести ущерб её интересам? Как выявить потенциальных алкоголиков, людей, склонных к воровству и тех, кто никогда не будут продуктивно работать? Ведь все они могут стать сотрудниками Вашей компании. Грамотно разобраться в этом - задача не из легких. О роли человеческого фактора в обеспечении безопасности организации, некоторых потенциальных источниках кадрового риска и мерах по защите организации от них рассказывает эта статья.

Подписка на новости сайта