Индивидуальный Предприниматель: трудовая книжка от А до Я

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. С 2006 года право на их оформление получили и индивидуальные предприниматели. Однако законодатели только недавно разъяснили конкретный порядок ведения трудовых книжек индивидуальными предпринимателями...

С 23 марта 2008 года конкретизирована обязанность индивидуальных предпринимателей вести трудовые книжки. Так, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 132 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225». Рассмотрим, какие именно разъяснения даны предпринимателям...
Оформление

Трудовой кодекс обязывает работодателей вести трудовые книжки на каждого сотрудника. Если работа у индивидуального предпринимателя является основной деятельностью, то запись в «трудовую» вносится только в том случае, если сотрудник проработал более пяти дней. Оформляя книжку, имейте в виду, что сокращений не может быть даже в наименовании работодателя, например, «ИП Васильев В.В.» должно выглядеть не иначе как «Индивидуальный предприниматель Васильев Владимир Васильевич».

Если к индивидуальному предпринимателю поступает сотрудник, который раньше нигде не работал, то ему необходимо оформить трудовую книжку. Работник, в свою очередь, должен компенсировать расходы на приобретение книжки, внеся деньги в кассу (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). С согласия работника необходимую сумму можно удержать из его зарплаты.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса или иного федерального закона. Соответствующую ссылку также необходимо прописать в трудовой книжке.

Даты во всех разделах трудовых книжек производятся арабскими цифрами. К примеру, если работник принят на работу 7 мая 2008 года, в трудовой книжке делается запись: «07.05.2008».

Фамилия, имя и отчество работника указываются полностью. Сокращения или замена имени и отчества инициалами не допускаются. Дата рождения (число, месяц, год) вписывается в книжку на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (например, военного билета, заграничного паспорта, водительских прав и др.).

Запись об образовании делается только на основании аттестата, диплома и т. п., а если образование неоконченное, то по студенческому билету, зачетной книжке, справке образовательного учреждения. Каждой записи присваивается свой порядковый номер.

Также в трудовую книжку обязательно вносят сведения о той работе, которую выполняет сотрудник, о переводе на другую постоянную должность и увольнении.

В последнем случае надо указать и основание прекращения трудового договора.

Следует иметь в виду, что информацию о награждении за успехи в работе заносят в трудовую книжку, а вот о взысканиях — нет. Исключение составляют случаи, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам работники предпринимателя не захотят представить свои трудовые книжки. Как выполнить в этом случае обязанность по ведению трудовой книжки? Оформлять новую не нужно, так как работодателю не дано право заводить работнику еще одну трудовую книжку при наличии прежней. А чтобы не попасть под административное наказание (штраф в размере до 50 МРОТ) за нарушение порядка ведения трудовой книжки (ст. 5.27 КоАП РФ), необходимо составить соответствующий акт за подписью нескольких свидетелей о том, что работнику предлагалось представить трудовую книжку, от чего он отказался без объяснения причин.

ВНИМАНИЕ
В трудовой книжке наименование работодателя должно быть прописано полностью. Например: «Индивидуальный предприниматель Васильев Владимир Васильевич».

Основные изменения

Учтен вопрос, касающийся хранения трудовой книжки, которую работник не получил в случае увольнения или смерти. Так, документы должны храниться до востребования у работодателя в соответствии с требованиями к их хранению. Согласно внесенным поправкам, вопрос хранения и передачи документов будет регулироваться законодательством об архивах.

Напомним, что до вступления в силу постановления работодатели должны были хранить трудовые книжки 52 года (2 года в отделе кадров, 50 лет в архиве).

Кроме того, законодатели осветили вопрос об ошибках, совершенных индивидуальными предпринимателями в трудовых книжках. Так, при обнаружении неправильной или неточной записи в трудовой книжке, внесенной предпринимателем, деятельность которого прекращена, исправление необходимо внести работодателю по новому месту работы. Рассмотрим более подробно случаи исправления ошибок.

ВНИМАНИЕ
С февраля 2008 года в качестве меры защиты бланков трудовых книжек Госзнак поставляет голограмму. Она используется по желанию работодателя, выдающего трудовую книжку. Ей можно защитить неизменяемые элементы бланка, например номер, подпись лица, выдавшего бланк, печать работодателя. Бланки трудовых книжек и вкладыши без голограмм действительны.

Исправляем ошибки

От ошибок, как говорится, никто не застрахован, поэтому, если в трудовой книжке обнаружена ошибка, ее надо исправить. Оптимальный вариант — попросить это сделать того, кто допустил неточность, то есть предыдущего работодателя.

Если предыдущего работодателя найти не удается (например, фирма ликвидирована, а предприниматель переехал), то корректировку вправе сделать тот работодатель, который обнаружил ошибку. Однако для этого необходим официальный документ с того места работы, где была допущена ошибка.

На титульном листе трудовой книжки правку вносят на основании определенного документа. Например, изменение записи о фамилии — исходя из данных паспорта, свидетельства о рождении, о браке или о расторжении брака со ссылкой на их номер и дату. На основании этих же документов меняют имя, отчество и даты рождения, вписанные в трудовую неверно. Прежнюю запись зачеркивают одной чертой и делают новую запись. На внутренней стороне обложки трудовой книжки делают ссылки на документы, на основании которых были внесены изменения.

При этом не допускается зачеркивание неправильных записей в тех разделах трудовой книжки, в которых указаны сведения о работе или награждениях сотрудника. Такие записи надо «признать недействительными», а потом вписать верные.

В случае, когда предприниматель, перерегистрировавшись, сменил название, и в книжку обязательно нужно внести изменения.
29 марта 2009
Автор: Е. Бодиева, эксперт «ПБ» / «Практическая бухгалтерия»


Читать также

  • Трудовая книжка: особенности оформления сведений об образовании, профессии, должности
    Многие кадровики считают, что в трудовой книжке указывать нужно и профессию, и специальность работника. Однако в дипломах есть информация о чем-то одном: либо о специальности, либо о профессии. Кроме того, во всех дипломах есть сведения о квалификации. В статье автор дает рекомендации по правильному оформлению сведений об образовании, профессии и должности в трудовой книжке работника
  • Исправляем ошибки прежних работодателей в трудовой книжке
    Если в трудовой книжке работника обнаружены ошибки, которые допустил его прежний работодатель, их нужно исправить. Делается это на основании документов и их копий, представленных с прошлого места работы человека.

Статьи этого раздела

Подписка на новости сайта

Мероприятия:



Реклама Реклама Реклама