В каких случаях работодателям ждать проверку?

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и юридической компании Bls.

С 2018 года в нашей стране введен риск-ориентированный подход при проверках бизнеса. Предполагалось, что теперь их должно стать меньше, не каждую компанию проверят и в целом предпринимателям будет «легче дышать». Но пришла ли «легкость» на самом?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2017 №197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с 1 января прошлого года введен риск-ориентированный подход к надзору за соблюдением норм трудового права. И с этой даты периодичность плановых проверок стала зависеть от категории риска компании.

Законодатели определили 5 степеней риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. На этом основана и частота плановых визитов, например, для высокорискованных компаний 1 раз в 2 года, а для среднего риска – каждые 5 лет. Самых законопослушных работодателей (низкая степень риска) обещали беспокоить только при внеплановых ситуациях.

Переходы по «уровням» зависят от нарушений трудового законодательства: чем их больше и чем они опаснее для сотрудников, тем больше компании начисляют штрафных баллов, и она становится более рискованной. На своем сайте Роструд даже опубликовал подробную градацию нарушений, их последствия и информацию о том, как определить степень риска. Кроме того, ведомство периодически публикует данные об организациях, которые отнесены к высокому и значительному риску. Отмечу, что на сегодня только в Москве и Подмосковье более 800 предприятий и предпринимателей, отмеченных знаком «высокий риск», и в их число, например, входят многие крупнейшие транспортные и FMCG-компании нашей страны.

Но большинство работодателей беспокоит не столько сама система, а как они становятся ее участником, попадая в зону больших рисков. От многих HR я слышу: мы офисная организация, у нас нет вредных условий труда, а мы видим себя среди ненадежных компаний. Чтобы понять, почему это произошло, надо знать ответ на один вопрос: что может быть поводом для первой проверки? Основанием этого будут несколько вещей, которые от вас не зависят напрямую.

Во-первых, это несчастный случай на производстве или связанный с выполнением должностных обязанностей. Например, компания выдала служебный автомобиль торговому или медицинскому представителю, а он попадает в ДТП с травмами или летальным исходом. Несчастные случаи с тяжелыми последствиями обязательно расследуются при участии ГИТ. Если Инспекция найдет нарушения в компании, вам обязательно повысят категорию риска.

Еще один случай прихода инспекторов – происшествия, в которых могут пострадать люди. В нашей практике был такой кейс. При взрыве в аэропорту Домодедово погиб водитель, который встречал из командировки генерального директора компании. Аварии, теракты, природные и техногенные катастрофы – также попадают в зону внимания Инспекции по труду. Среди потерпевших могут быть сотрудники при исполнении своих обязанностей, поэтому ГИТ обязательно начнет проверку.

Но чаще всего надзорные органы приходят по другой причине – жалоба работника. Один из наших клиентов из фарма-сектора решил сократить сотрудницу, которая плохо исполняла свои обязанности. Получив уведомление о сокращении, она ушла в ежегодный отпуск, а затем принесла справку о беременности. Компания, естественно, не стала с ней расставаться, но она начала жаловаться – в МВД, ГИТ, Роспотребнадзор. На их запросы работодателю пришлось готовить развернутые объяснения, но в итоге Инспекция по труду начала проверку.

Рисковый подход, по мнению законодателей, должен нести благую цель. Если у вас нет задолженности по зарплате, несчастных случаев, на вас не жалуется персонал и с документами все в порядке, компания вроде бы должна спать спокойно. Но это спокойствие имеет и другую сторону. Как известно, плановые проверки сейчас проводятся по чек-листам, которых сейчас уже более 130. Если раньше «ревизия» была полностью в руках инспектора: на сколько серьезной была квалификация инспектора, на столько глубоко он и проверял, - то сейчас проверочные листы – это палочка-выручалочка, которая не даст возможности упустить нарушение. С одной стороны, предпринимателям стало проще, надо изучить все чек-листы и выявить свои зоны риска. С другой, работы заметно прибавилось, и все ее надо обязательно делать, ведь даже одна ошибка может свести все усилия на нет. В итоге, чтобы избежать ненужных рисков, работодателям лучше выстраивать хорошие отношения с персоналом. А если компания решила расстаться с сотрудников, увольнять надо за неисполнение должностных обязанностей и оформлять это в полном соответствии с законодательством.

09 октября 2019
Автор: Елена Кожемякина, Управляющий партнер юридической фирмы BLS

Источник: https://www.bls.ru/


Статьи этого раздела

  • Дисциплинарное взыскание за грубость с клиентом
    Можно ли применить к работнику дисциплинарное взыскание за грубое обращение с клиентом? Ведь деловая репутация и финансовые показатели компаний, в особенности занимающихся предоставлением услуг, зависят не только от качества и сроков их выполнения, но и…
  • Дисциплинарная ответственность за отказ от обязательной вакцинации
    Есть ли основание (федеральное или региональное) для отстранения от работы сотрудников, не прошедших обязательную вакцинацию в период эпидемии? Какие меры дисциплинарной ответственности применимы к работнику, отказавшемуся от обязательной вакцинации?
  • Встречный иск в трудовом споре
    Зачем нужен встречный иск в трудовом споре? Когда, кто и кому может его предъявить? Что надо доказать, чтобы суд принял встречный иск к производству? Как он рассматривается и к чему может привести? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.
  • 32 совета от гуру трудовых споров Марины Буяновой работодателям
    1. Обращайте внимание на название и предмет договора. Такое название, как "трудовое соглашение" или "контракт", в суде примут за уловку. 2. Если вы пишете: зарплата, тарифная ставка, надбавка, премии и т.д. -…
  • Вопросы правомерности отказа в приеме на работу
    Довольно часто мы, решая, кого из кандидатов выбрать на вакантную должность, руководствуемся не только их заявленными деловыми качествами, но и субъективными впечатлениями. Однако, отказывая тому или иному кандидату в заключении трудового договора, нужно быть осторожным. Сегодня на примерах из судебной практики покажем, какие ситуации, связанные с отказом в трудоустройстве, могут стать предметом трудового спора
  • Расторжение срочных трудовых договоров: как оспаривается в суде
    Судебные споры по вопросам расторжения срочных трудовых договоров не прекращаются. Автор рассматривает наиболее частые основания возникновения трудовых споров при расторжении срочных трудовых договоров и наиболее типичные примеры их разрешения
  • Дисциплинарное взыскание за опоздание на работу
    В наше время не редкость, когда сотрудники компаний злоупотребляют дисциплиной труда, время от времени опаздывая на работу. При этом зачастую несвоевременный приход на рабочее место случается по неуважительной причине. Порой такое опоздание может нанести фирме существенные убытки. Мы расскажем, каким образом можно наказать нерадивого сотрудника. На примерах вы увидите, какие документы и каким образом следует заполнить, чтобы исключить в дальнейшем споры в суде
  • Взыскание заработной платы, не указанной в трудовом договоре
    На практике нередки случаи, когда условия оплаты труда, оговоренные между работодателем и будущим работником, не соблюдаются после начала работы. Это может быть при допущении работников к работе (когда условия оплаты труда оговариваются лишь устно, а трудовой договор и приказ оформляются через несколько дней после начала работы). Возможны случаи оформления указанных документов без установления в них размера заработной платы, а равно с отсылкой к штатному расписанию, с которым работник не был ознакомлен. Сможет ли работник впоследствии защитить свои права в суде? Рассмотрим этот вопрос, проанализировав примеры из судебной практики.
  • Необоснованный отказ в приеме на работу
    Мы выбираем, нас выбирают... Или не выбирают? Отказ в приеме на работу довольно распространенное явление. В определенных ситуациях кандидат после собеседования с работодателем объективно понимает, что не подходит для данной должности, но бывает, что необоснованность отказа очевидна. После того как такой сотрудник осознает, что его трудовые права были нарушены, у него есть два варианта: смириться и продолжать обивать пороги потенциальных работодателей или собраться с силами и настоять в суде на своем праве занять вакантную должность в штатном расписании именно у данного работодателя.
  • Заявление работника в трудовую инспекцию о нарушении процедуры сокращения численности сотрудников
    Руководителю Государственной инспекции труда в г. Москве Н.Т. Куроедову от А.С. Кондратьева, паспорт серии 9302 № 565230 выдан УВД Воскресенского района Московской области…
  • Исковое заявление в суд о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула
    В Басманный суд г. Москвы 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11 ИСТЕЦ: А.С. Кондратьев паспорт серии 9302 № 565230 выдан УВД Воскресенского района …
  • Сроки обращения в суд по трудовым спорам: памятка работодателю
    Трудовые споры, возникающие в организации, зачастую перерастают в судебные разбирательства*. Обычно в суд обращаются работники. Дело в том, что работодатель вправе обратиться в суд только с иском о возмещении сотрудником причиненного ущерба. Однако независимо от того, кто стал инициатором разбирательства, все процессуальные действия стороны трудового спора обязаны совершать в установленные законом сроки.
  • Памятка работникам для общения со Службой занятости
    Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости, ищут работу и готовы приступить к ней (в качестве заработка не учитывается выходное пособие и сохраняемый средний заработок уволенным гражданам).
  • Пособие по безработице
    Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным безработными в установленном надлежащем порядке.
  • Права безработных
    Вам как безработному принадлежат многие права. Знание своих прав позволит Вам вести поиск работы и регулировать Ваш трудовой статус в соответствие с Вашими интересами.
  • "Подходящая" / "непоходящая" работа
    Подходящая работа, которую Вам могут предложить органы службы занятости – это работа (как постоянная, так и работа временного характера), которая соответствует следующим требованиям:
  • Регистрация в службе занятости
    Данный этап является обязательной ступенью на пути признания вас безработным. Регистрация для поиска работы позволит вам получать от службы занятости помощь в трудоустройстве, вы приобретете право на получение пособия по безработице.
  • Статус безработного
    Для того чтобы приобрести права и получить гарантии, установленные для безработного гражданина, Вы должны быть признаны безработным в определенном порядке.
  • Безработный - это кто?
    Безработным часто называют того человека, который по какой-то причине не имеет работы. Однако в настоящем разделе речь пойдет не просто о людях, которые не имеют работу. Наши советы обращены прежде всего к тем - кто хочет получить официальный статус безработного и пользоваться выгодами, которые государства предоставляет получившим статус безработного.

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги: