Тренинг артикуляторного аппарата

Дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляторного аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, нёба, нижней челюсти, глотки. Работать над дикцией необходимо, даже если нет особых изъянов. Работа над дикцией — это еще и продолжение тренировки дыхания. Обладающий хорошей дикцией человек бережно тратит выдыхаемый воздух, иначе в речи будут слышны дополнительные звуки, придыхание.

Система занятий дикцией включает:

* Тренинг мышц активных органов аппарата речи;
* Тренинг гласных звуков;
* Тренинг согласных звуков;
* Упражнения с текстами, состоящими из фраз, скороговорок, стихов.

Тренировка мышц речевого аппарата проводится перед зеркалом. Артикуляционный тренинг как предварительный этап перед занятиями собственно дикцией необходима, чтобы преодолеть наиболее распространенные недостатки речи, отрицательно влияющие на отчетливость произнесения: вялость губ, зажатость челюстей (речь сквозь зубы), склонность передней части языка к сужению — призубность произнесения, малоподвижность мягкого нёба, общая небрежность.

Тренировка мышц нижней челюсти

Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к «зажатости» звука и ухудшают голос. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластичности мышц, в результате которой нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз как бы под собственной тяжестью и не поглощает произносимые звуки.

При выполнении упражнений голову держат прямо, не опуская и резко не поднимая ее; челюсть опускают без рывков и напряжения; язык лежит плоско на дне полости рта; передняя часть спинки языка — у нижних зубов; мягкое нёбо — максимально подтянуто вверх ощущением зевка. Последующие задания выполняют тщательно и точно (1, 2 задания — на три счета).

1. Рот полуоткрыть — открыть — закрыть.

2. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед — убрать на место.

3. Произнесение сочетаний пай, бай, май, гай, кай, пай, дай, тай с отклонением головы назад и удержанием подбородка на месте.

4. Произнесение сочетаний ма-ма-ма, на-на-на, ба-ба-ба, га-гага, да-да-да.

5. Произнесение сочетаний пай, бай, дай, тай, кай, гай с поворачиванием головы и «касанием» подбородком то правого, то левого плеча.

6. Произнесение фраз с опусканием нижней челюсти.

Маяк на скале как мак, Квакша квакала; ква-ква-ква. Дама сдавала багаж. Аты-баты, шли дебаты. Наша река широка, как Ока. Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал. Шакал шагал, шакал скакал. Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб, сено граблями, краб, грабь. Иван,Иван, вырывай бурьян. Хороша кашка, да мала чашка. Яблоко от яблони недалеко падает. Она — за нас, а мы — за ананас. Клара-краля кралась к ларю. Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. Декламация — грация речи. Ах, на час да вскачь! Кромсая мрак и бороздя, на землю молния слетала. Бочар побывал у врача, а врач у бочара. Морская волна сильна и вольна.

7. Произнесение фраз с выдвижением нижней челюсти вперед.

Мыши грызли сыр. Рыбой были сыты. Рвы рыли да не дорыли. Сатрапы стали стары. Если б милые девицы так могли летать, как птицы. Топоры остры до поры, до поры остры топоры. Лыком шиты, да мылом мыты. Если бы не бы, выросли бы грибы, да все белые бы. Если бы да кабы, так росли бы во рту грибы. Язык иглы острее. Добыл бобыль бобов. Не кичись, а учись. Прибыл Клим из Клина в Крым. Бурые бобры добры. Ты прыгал у айвы, а я у ивы. Ты сыт!

8. Произвольное движение нижней челюстью вправо-влево.

Тренировка мышц мягкого нёба

Для выработки растяжимости и пластичности тканей мягкого нёба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения контакта мягкого нёба с верхним сжимателем глотки выполняют следующие упражнения.

1. Распластывание спинки языка при широко открытом рте так,чтобы передняя часть ее прилегала к нижним резцам, а корень и задняя часть были опущены; сдвиг гортани и глотки вниз и поднятие мягкого нёба вверх, в целом — позиция типа «показать горло врачу» или имитация ощущения при глотании «надутого шара».
2. Выдыхание горячей струи с артикулированием гласных звуков э, а, о, затем сочетаний ба, да, га (выполнение упражнений при описанном выше положении артикуляторов).
3. Надувание щек при зажатом носе.
4. Позевок с открытым и закрытым ртом.
5. Произнесение сочетаний звуков е-е-е, и-и-и, йе-йе-йе, йи-йи-йис энергичным опусканием нижней челюсти, а затем сочетаний а-а-а, йа-йа-йа, йэ-йэ-йэ в позиции опоры подбородка на сцепленные пальцы с движением верхней части головы вверх на выдохе.
6. Мысленное произнесение звука п-п-п при закрытом рте, затем — сочетаний иэо-иэо-иэо, ий-ий-ий.
7. Медленное произнесение звуков к, г, д, т.
8. Мысленное произнесение сочетаний кп, гб, птк, бдг.
9. Активный выдох с «выкашливанием» гласных э, а, о, у.
10. Произнесение звуков с позевыванием: и, е, я, ю.
11. Пение в высоком регистре гласных звуков и их сочетаний.
12. Легкое тремолирование голоса на гласных и их сочетаниях.

Тренировка мышц глотки

1. Мысленно, шепотом, затем вслух произнести поочередно звуки и и у, и-у-и-у-и-у ... . Повторить не менее 10-15 раз.

Данное упражнение развивает и подвижность гортани: при произнесении гласного звука и гортань занимает самое высокое положение, а при фонации, у — самое низкое. При низком положении гортани голосовые складки находятся в более комфортных условиях, и звучание будет ровным и устойчивым,

2. Звучное и длительное с энергичным напряжением мышц губ и глотки произнесение одним приемом сочетаний м-мъ-м-мъ-м-мъ.

3. Всасывание воздуха при сомкнутых зубах.

4. Всасывание воздуха при вытянутых вперед губах.

5. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом, в процессе которого происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого нёба, языка и губ.

Активизации нёбно-глоточных мышц следует уделить особое внимание. В толще нёбной занавески переплетается ряд мышечных групп, сочетанная функция которых придает мягкому нёбу различное положение в зависимости от осуществляемой им в данный момент деятельности. Действие этих мышц не ограничивается подвижностью только мягкого нёба, оно способствует также перемещению боковых дужек и стенок глотки, гортани, языка, обусловливая особую модуляцию голоса.

Упражнение 1. Имитируйте произнесение сочетаний звуков, слогов, слов и фраз со звуками п, т, к для активизации нёбно-глоточных мышц.

Птк-птк-птк, тпк-тпк-тпк, кпт-кпт-кпт, ктп-ктп-ктп, птк-птк-птк, кот-кот-кот, ток-ток-ток, тук-тук-тук, тик-тик-тик, кит-кит-кит, поп-поп-поп, топ-топ-топ, путь-путь-путь, петь-петь-петь, пот-пот-пот, кап-кап-кап, клоп-клоп-клоп, топь-топь-топь, пути-пути-пути, пять-пять-пять, опята-опята-опята, Петя-Петя-Петя, копать-копать-копать, копить-копить-копить, купать-купать-купать, кок-кок-кок, капать-капать-капать, пуп-пуп-пуп, Тит-Тит-Тит, тот-тот-тот, плеть-плеть-плеть, тетрадь-тетрадь-тетрадь, тетя-тетя-тетя, тут-тут-тут, топтать-топтать-топтать, катить-катить-катить, тёрт-тёрт-тёрт.

Плывут плоты. Плиты впритык. У попа папа поп и поп попа похваливает. Потек под ток воды поток. Виктор в лифте. Пять опят, пять утят. Дитя пьет какао. У Тита пики. Купи кипу пик вкупе с кипой пакетов. Ткач ткет. Копил купилки, купил копилку, купилок копил, копил, да кукушку купил. Поэт поет с переплета. Пристало Пете петь.

Упражнение 2. Прочтите фразы акцентированным полушепотом и с напряжением мягкого нёба.

Вот эфиоп из Эфиопии, Да только это утопия. Да, да — это копии, копии. В октябре лишь ветер веял, и, как сито, дождик сеял. Латка да штопка — чепчик из хлопка. Кричи, когда вокруг красивый край — Кижи, Карелия, колокола. Шерсти взяли — берет связали.

Пегас, привозивший почту, поскреб подковой порог, пообещал прибыть попозже, поскакал пощипать пырей. Приехали! Проходите, гости! Пегас привез Психею. Психея просияла и послала поцелуй.

Упражнение 3. Прочтите предложения со словами, в которых нет носовых звуков м и н; следите, чтобы мягкое нёбо было высоко поднято.

Купили кипу пуха. Да это просто колдовство. Люди любят лесть. Куст розы расцвел. Вдали туристы увидели залив. Сатрап стал стар. Клава плетет лапти. Дико ревет поток. Пират плывет. Кукушка кукует вдали. Шелк шуршит. Дерево пилили пилой. Тут едят салат из тыквы. Кошка качает клетку с пташкой. Косарь косит косой. Порядок ли в аппарате. От глупого риска до беды близко. Береги бровь, глаз цел будет. Век живи, век учись. Печаль, печаль оставьте. Чей черед, тот и берет. Было бы болото, а черти будут. «Взяв такси, спросила такса: «За такси, какая такса?». Идет по следу лайка. Елку положили в сарай. В пыль упала гайка. Из кустов раздался вой. Из улья вылетел рой. Гости пили чай китайский. В роли Остапа актер Юрский. Порог болевой. Аллею покрыли желтые листья. Дети полили из лейки. Витя тер тело губкой. По дороге теряются гайки. Элла долго засыпала и вертелась все юлой. Была старуха в сказке злой, звалася бабою Ягой. Я вижу птичью стаю. Стоят подъезды без дверей. В лесу раздавался вой волка и лай свирепых собак. Этот ручей из ключей. Ловит рыбу бравый Дарий. Выдержал бой гордый Гордей. У пригорья поет Егорий. По крыше и ветке прыгает серый воробей. Без рук рисует, без зубов кусает. Живет вдобавок попугай — развеселый Труляляй! Заскрипело старое перо: «Скоропись, борзопись!»

Упражнение 4. Пропойте сочетания слов и короткие фразы в высоком регистре.

Идеи, иди, вили, пили, били, Ливия, валили, лили, фитиль, филиал, Филипп, вития, Тит, хиппи, пир, фибры, Сирия, лис, сивый, избы, шпиль, шили, жир, жди, щит, ушищи, дичь, бичи, чих, цирк, пики, лики, кит, кисть, Кирилл, дикий, физики, лейки, лиги, фиги, тихий, ветхий, гибкий, жидкий, липовый, широкий, пырей, кий, пайки, байки, отбой, прибой, витый, сизый, рейс, репей, Дорофей, бей.

Аллея белых лилий. Тихий твой юбилей. Старый дед Евсей пасет гусей. Тощие щеки у тощей щуки. У причала кричали чайки. У Цили цепкие пальцы. Возле лозы стоит коза, уставив серые глаза. Век живи, век учись. Эти щи — хороши. Эти щи — хоть голову полощи. Испугали сайкой чайку. Свиристель свиристит свирелью. Либретто «Риголетто». Иди по следу, лайка. Любил я очи голубые. Какое лето, что за лето! Выпь вопит. Еле-еле Ева ела. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Тренировка губ

1. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Поочередное поднятие и опускание верхней и нижней губы, при этом десны не должны быть видны. Мышцы лица должны быть спокойны.
2. Оттягивание уголков рта в стороны, затем вытягивание губ вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и — у.
3. Многократное произнесение сочетаний губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных ем, мв, бв, вб, и др.
4. Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними губами — верхней губы.
5. Движение вытянутых губ вправо-влево.
6. Присасывающее движение губ.
7. Вытягивание губ вперед воронкой.
8. Натягивание губ на зубы при слегка открытом рте.
9. Произнесение сочетаний гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.
10. Аналогичное произнесение сочетаний кс, гз, бз, дз, ез, но с оттягиванием нижней губы вниз.
11. Произнесение сочетаний мвз-мвз-мвз — для обеих губ, в котором большая протяженность звука е — для верхней губы и з — для нижней.
12. Произнесение сочетаний и фраз с энергичной работой губ:

птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгэ-бдгы.

Попытка не пытка, пылинка на былинке, Петр-пекарь пек пироги. Не буду Будду я будить, но буду будоражить Будду. По пузу Будду буду бить, попу забуду дать по пузу. Перепел поет. Беда на беде бедою погоняет. Дитя опыт из лепета лепит, и лепет из опыта пьет. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Победа любит старание. Хвалю халву. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. Валерий кавалерию раскрасил акварелью, карьером кавалерия скачет у Валерия. Волк воет. Увидел Валера верблюда в вольере. На ветке видна ватага воробьев. Феня форсит в фартуке. Фофанова фуфайка Фефеле впору. Фофан, фофан — в землю вкопан. Вот тут вопит выпь. Палатка стоит в поле. Поп попа похваливает.

Упражнение 5. Прочтите слова, обращая внимание на поднятие верхней и опускание нижней губы, четкое произнесение звуков в и з.

Взгляд, взгорок, взгорье, взгреть, взгретый, вздох, вздор, вздутый, вздыхать, вздувать, взрыв, взрыть, взрыхлить, взывать, взыграть, взыскать, вздрагивать, взломать, вздыбить; в вазе стоят ветки вяза.

Упражнение 6. Прочтите предложения, обращая внимание на поднятие верхней и опускание нижней губы, четкое произнесение звуков в и з.

Из кузова в кузов перегружали арбузы, в грозу в грязи от груза развалился кузов. Водовоз вез воду из-под водопровода. В грязи у Олега увязла телега. Верзила Вавила взрыхлял землю и вздыхал. «Резиновую Зину купили в магазине, резиновую Зину в корзине привезли ...»

Упражнение 7. Прочтите слова и предложения, обращая внимание на четкое произнесение звуков с, ф, е.

Сфера, сфинкс, сфотографировать, сфальшивить, фуфайка, Припевайск, сыровар, сыск, сыскать, сыздавна, сызнова, схватить, ставить, заквасить, соврать, славить, слово, свист, фас, весь, световой.

Вова взял воск. Самосвал привез груз. Вверх и вниз нас возит лифт. Филя косил траву вдали. Полет Фрося просо. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку. На земле у ворот коловорот. Своя голова все головы переголовит. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. У Феофана два сына Феофаныча. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Сидел тетерев на сыром дереве. Я вам по секрету, а вы всему свету. Скороговорили, скороговорили да так всех скороговорок и не перевыскороговорили.

Упражнение 8. Прочтите сочетания нескольких согласных по 4 раза подряд без остановки, сначала артикулируя каждый звук сочетания беззвучно, затем в неспешном темпе вслух. После четкого освоения их следует произносить быстрее, но естественно.

Фсткэ, фсткы, фстко, фстку; фсктэ, фскты, фскто, фскту; сфктэ, сфкто, сфкту; сфткэ, сфткы, сфтко, сфтку; фскта-фстка-сфкта-сфтка; взгдэ, взгды, взгдо, взгду; звгдэ, звгды, звгдо, звгду; вздгф-звгда-сфтка-фскта.

Тренировка мышц языка

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее смазанности и невнятности. Даются задания:

1. Расслабление и распластывание спинки языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе.
2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе и фонацией звука м.
3. Поднятие боковых краев языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка (можно имитировать произнесение сочетания ие.
4. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием и опусканием; передней части спинки языка, напряжением корня и задней стенки глотки (веляризация) — без произнесения звуков; затем — артикулирование свистящих, шипящих, многоударного звука р.
5. Поднятие узкого языка вверх, опускание его вниз, крестообразные движения; скольжение кончика языка по твердому нёбу в; форме крючка сначала без произнесения, затем фонирование гласных о, у, ы.
6. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграфным ключом: ло-ло-ло-лолл;лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр; ру-ру-рурр; ра-ра-рарр.
7. Быстрое высовывание языка наружу, затем подтягивание за нижние зубы с произнесением сочетания ас,
8. Многократное произнесение сочетаний согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк,дрт, ткр, клт, глт, лгт, лри, рли, ждр, ттр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.
9. Проговаривание скороговорок-языковерток: сначала — медленное произнесение, затем — быстрое, четкое и ритмичное:

Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии. Горихвостка-гори-хвосточка выгорихвостила горихвостят. Шилоклювка-шилоклю-вочка вышилоклювила шилоклювчат. А мне не до недомогания. Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат — бородат. Тщетно тщится щука ущемить леща. Нес не нес, а до нас донес. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе. Везет цапля чушку с щучкой на санках. Велика куча не надокучит. Рододендроны из дендрария. То то, то другое, то то, то другое, то египетским богом там кажется дятел.
26 января 2011
Автор: Людмила Ивановна Baнcoвcкaя, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. /



Читать также

  • Психотехника речи
    Речь в деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству. Убедительна такая речь, которая вызывает у слушателей чувство уверенности в истинности выдвигаемых идей и предложений. Чтобы речь была убедительной, необходимо хорошо знать взгляды, установки, точку зрения по данному вопросу тех людей, которых предстоит убеждать, и в соответствии с этим построить обоснование своих идей, предварительно вызвав у слушателей желание их воспринять. Речевая культура складывается из следующих компонентов
  • На пике внимания - об удержании внимания
    Вечер трудного дня. Читать уже нет сил, спать еще нет желания. Сажусь к телевизору. 52 канала. Нажимаю кнопку наугад - сериал, неинтересно. Переключаю - реклама, видел все это я уже. Переключаю - снова сериал. Еще канал - спорт. Не мой вид, но смотрю. Недолго. Еще канал. И так по кругу. Незаметно прошел час...

Статьи этого раздела

  • Как найти хорошую работу: советы опытного хэдхантера
    Рунет переполнен рекомендациями для соискателей: как составить резюме, как пройти собеседование и т.д. и т.п. Большинство публикаций – вполне дельные. Тем не менее, тысячи людей не могут найти желаемую работу.
    Всё потому, что многие, даже вполне достойные соискатели не понимают, что на рынке труда они – продавцы, и задача - именно продавать, используя инструменты маркетинга и рекламы. Как это сделать, обсудим на примере базовой российской торговой площадки на рынке труда, - Head Hunter (далее – ХХ).
  • Сказка о непотерянном времени. Как правильно спланировать свой рабочий день
    Нередко при возвращении с работы домой мы буквально валимся с ног. Эмоциональная и физическая усталость обездвиживает и обезличивает вне зависимости от того, провели мы этот день около заводского станка или перед офисным компьютером. Как правильно спланировать рабочий процесс, чтобы вечером усталость не доводила до состояния «выжатого лимона», расскажет Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование».
  • Начало тренировок: пустая конфетница и светлая голова. Советы по поддержанию здоровья каждый день
    Сколько раз мы давали себе обещание начать заниматься спортом со следующей недели или со следующего месяца? Или, может быть, лучше весной? А точнее с майских – там и выходные, и хорошая теплая погода. Откладывать занятия можно бесконечно, причина этого в недостаточной мотивации. О том, как лучше приступить к физическим упражнениям рассказал Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование».
  • Как привести дела в порядок
    Семьдесят пять входящих за день на работе, взаимодействие с новыми отделами, а еще нужно не забыть про любимую, подобрать сыну подарок на день рождения… -— вихрь неотложных дел превращает жизнь в суету и мешанину. Это происходит? — Стоп! Приведи дела в порядок.
  • Умейте управлять собой: свод правил для успешного делового общения
    Неспособность управлять собой приводит к неспособности управлять другими. В самом начале общения надо четко представлять: с кем говорите, как говорите, о чем будете говорить, что вам нужно получить от разговора, что нужно получить от разговора партнерам. Заранее определите тему(ы) разговора и возможный его алгоритм. В нужных местах своей речи умейте делайте паузы. Они сильно влияют на восприятие людей.
  • Что способствует успеху в переговорах
    Порой первые минуты за столом переговоров напоминают первые ми​нуты на ринге: противники пританцовывают, не желая подставляться и делать первый шаг. Как некоторые боксеры не хотят наносить удар первыми, так и договаривающиеся стороны часто не хотят…
  • Сценарии жестких переговоров
    Сценарии переговоров — это заранее продуманные способы построения общения с целью получить определенный результат. Серьезный жесткий переговорщик умеет не только виртуозно загнать оппонента в ловушку. Он заранее продумывает каждый шаг, выстраивает структуру будущих переговоров, где каждое слово и взгляд ведут оппонента к проигрышу. Однако предполагаемая жертва может знать правила этой игры и переиграть оппонента.
  • Психоматика: разрушающая сила стресса
    Любая болезнь сигнализирует о нарушениях в системе «тело, разум, эмоции». Причем составляющие этой системы важны в равной степени. Думать о болезнях тела как-то привычнее – мы знаем свои слабые места и можем максимально быстро отреагировать на симптомы. Когда «болеют» разум и эмоции, реагирует также наше тело и нередко самое сложное – догадаться об истинных проблемах и прийти себе на помощь. Говоря научным языком, психосоматические заболевания объединяют болезни, появляющиеся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Одной из основных причин таких расстройств является стресс. Именно поэтому они нередко преследуют офисных сотрудников, причины в повышенном чувстве ответственности, многозадачности, коротких дедлайнах. Егор Сафрыгин, директор по маркетингу АльфаСтрахование Медицина, рассказал о психологической стороне наших болезней.
  • Коллега – болтун. Он не дает вам работать. Как его остановить?
    Если в коллективе появился большой любитель поболтать и его влияние на коллег стало чрезмерно негативным – пора разработать меры по его перевоспитанию. Важно исключить ситуации, когда лишние разговоры мешают работе.
  • Как выжить в офисе в жару
    Лето – время, когда можно понежиться на теплом побережье, погрузиться на глубину моря, увидеть новые неизведанные места, заняться экстремальными видами спорта, потому мы отчаянно считаем дни до своего летнего отпуска. Однако у большинства из нас он не так уж долог – на все про все две недели. Остальное время – все тот же подъем по будильнику ранним утром, дорога на работу, компьютер, рабочее место до семи и неизменные атрибуты лета – жара и духота.
  • Как справляться со стрессом на работе?
    Даже любимая работа может приводить к стрессу, когда кажется, что все не так и не то. Важно понять, что приводит к стрессу и постараться свести на нет эти факторы.
  • Как не согласиться с руководством?
    Даже если обычно вы с руководителем ладите, разногласия неизбежны. И это нормально: руководство не любит подхалимов. Руководителю интересно мнение подчиненных. Наполеон Бонапарт как-то сказал: “Бояться надо не тех, кто не согласен с вами, а тех, кто не согласен с вами и боится вам об этом сказать”.
  • Запомнить и помнить: мифы и факты о памяти
    На сегодняшний день нет доказательств того, что память безгранична. Вместе с тем, попытки найти границы памяти тоже не увенчались успехом. Какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать? Как влияет интерес и частота использования информации на качество ее запоминания? Рассмотрим самые распространенные мифы и заблуждения о возможностях нашей памяти: от влияния психологического настроя и питания на качество памяти до возрастных пределов памяти и процентов используемого нами мозга.
  • Эмоциональный интеллект. Несколько заблуждений
    Разъезжая по миру, активно общаясь и занимаясь бизнес-консультированием, я все время сталкивался с широко распространенным неправильным пониманием эмоционального интеллекта. Поэтому позвольте мне сразу же развеять некоторые общие заблуждения. Во-первых, эмоциональный интеллект не…
  • Энергия руководителя. Как открыть месторождение?
    Первая попытка написать эту статью вылилась в научный текст, который усыпил всех, кто его прочитал. Между тем тема, которую я хотел бы развернуть в серии материалов, должна вызывать скорее чувство бодрости. Ведь речь идет об энергии. О ресурсе, которым каждый из нас обладает, но мало кто воспринимает как нечто управляемое – то, что можно контролировать, тратя и восстанавливая в соответствии с нашими задачами и потребностями.
  • Некоторые мифы эффективного поведения с начальниками
    Нужно ли приходить на работу раньше начальника и уходить позже него? Если начальник спрашивает ваше мнение о ком-то, следует ли давать честную оценку этому человеку? Нужно ли давать завышенную оценку начальнику, разговаривая с другими сотрудниками? Верно ли утверждение, что прежде чем сообщать плохие новости, надо дождаться, когда у начальника будет хорошее настроение? Правда ли, что начальники не любят тех, кто с ними спорит? И следует ли как можно чаще спрашивать мнение начальника? Пришла пора расстаться с этими и другими мифами «начальственного» поведения.
  • Парирование замечаний собеседников
    Замечания собеседника означают, что он вас активно слушает, следит за вашей речью, проверяет и обдумывает вашу аргументацию. Именно поэтому замечания и доводы собеседника не следует рассматривать как препятствия в ходе беседы. Они облегчают беседу, так как дают нам возможность понять, в чем еще нужно убедить собеседника. Как лучше всего высказывать свои замечания? Когда отвечать на сделанные замечания? Рассмотрим основные виды замечаний и приведем возможные варианты реакции на них.
  • Как убеждать: мифы и стереотипы сознания
    Знания, мнения, убеждения, верования, симпатии и антипатии. На чем они основаны? Что из них можно изменить, не затронув иного, а что неизбежно потребует атаки на ряд сопряженных (связанных объективной логикой или личным убеждением) идей, знаний, ценностей? Какие из известных вам воззрений вашего собеседника — ваши союзники, а какие — противники? Как следует учитывать мифы, догмы и другие иллюзии (равно как и вполне резонные убеждения, основанные на здравом обобщении конкретного опыта), когда вы ставите своей задачей изменение чьего-либо мнения?
  • Справочник наиболее распространенных возражений в продажах и возможные ответы на них
    Есть свои поставщики и новых не нужно, не сезон, не хотим менять ассортимент, нас все устраивает, плохие продажи, нет денег, высокие цены, узкий ассортимент, большие остатки, не хотим менять ассортимент и т.д. Рассмотрим четырнадцать частых возражений в продажах и варианты убедительных ответов на них.
  • Психотехники, помогающие выстроить процесс успешного общения
    Помочь человеку почувствовать себя принимаемым можно просто внимательно слушая его. Внимание слушателя позволяет встревоженному человеку говорить о том, что его беспокоит, смягчает его отрицательные эмоции. Выбирая тот или иной прием, вы должны учитывать собственные возможности и особенности как вашего собеседника, так и того этапа, на котором находится ваша совместная работа или процесс общения.
  • Как предотвратить профессиональное выгорание
    Под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание — процесс достаточно коварный, поскольку подверженный этому синдрому человек часто плохо осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Однако синдром выгорания можно своевременно предупреждать и весьма эффективно лечить.
  • Техники успешного поведения в трудных жизненных ситуациях
    Активно преобразуя любую трудную ситуацию, человек значительно изменяется, но изменения эти обычно непреднамеренны и неосознаваемы. Однако порой люди оказываются в таких ситуациях, когда только сознательное изменение своих особенностей может привести к благополучию. Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.
  • Искусство организованности: устранение внутренних помех
    Неорганизованным людям трудно добиться успеха, им приходится тратить много времени на поиски нужных вещей. Они опаздывают на встречи, забывают о важных делах. Хаос мешает активно работать, лишает сил и энергии. Организованность — это содержание в порядке не только имущества, но и собственного времени, и всей своей жизни. Попробуйте реализовать на практике хотя бы некоторые из предлагаемых рекомендаций по рациональной организации ваших планов, задач и окружающего пространства.
  • Стили и типология конфликтного поведения
    Подавляющее большинство людей не стремится к конфликтам и старается либо избегать их, либо разрешать мирным путем, в целом предпочитая неконфликтное поведение. Однако для эффективного влияния и поведения в конфликтных ситуациях полезно знать принципы и правила, применимые к разрешению широкого круга конфликтов. Обобщая различные источники, можно выделить основные стили конфликтного поведения. В целом же на выбор стиля поведения в конфликтах влияют прежде всего следующие четыре фактора.
  • Как правильно воспринимать критику
    Многие люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Происходит это потому, что негативная информация вообще для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям.
  • Четыре фактора успешных переговоров
    Именно переговоры являются квинтэссенцией бизнеса, основной частью процесса, ведущего через пиковые напряжения к решению поставленной задачи. Переговоры напоминают напряженную партию, а партнеры, сидящие по разные стороны стола, — игроков, различающихся по уровням мастерства. Опытный бизнесмен ведет переговоры, основываясь прежде всего на своем житейском и интеллектуальном опыте. В ведении переговоров неизменно играют важную роль четыре фактора.
  • Три фактора формирования первого впечатления
    Почти каждый взрослый человек способен по внешности и поведению человека достаточно точно определить многие его характеристики: психологические черты, возраст, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения; он необходим для правильного построения общения. Рассмотрим три фактора формирования первого впечатления о человеке
  • Приемы общения с трудными клиентами
    Есть клиенты, трудные практически для всех. Однако степень этой трудности для каждого торгового представителя может быть различной в зависимости от уровня его профессионализма. Трудные клиенты являются индикаторами тех проблем, над которыми вам необходимо работать. Добивайтесь уравновешенности в отношениях с клиентом. Принцип равновесия заключается в том, что вы не отступаете, а нейтрализуете давление клиента, и в то же время сами не подавляете, а «поднимаете» его до своего уровня знаний товара и услуг, убежденности в их достоинствах, искренности и уверенности в поведении
  • Психотехника речи
    Речь в деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству. Убедительна такая речь, которая вызывает у слушателей чувство уверенности в истинности выдвигаемых идей и предложений. Чтобы речь была убедительной, необходимо хорошо знать взгляды, установки, точку зрения по данному вопросу тех людей, которых предстоит убеждать, и в соответствии с этим построить обоснование своих идей, предварительно вызвав у слушателей желание их воспринять. Речевая культура складывается из следующих компонентов
  • Личностные факторы, которые влияют на эффективность убеждения
    Эффективность воздействия определяется в значительной степени личностными качествами, которыми обладают тот, кто воздействует, и тот, на кого воздействуют. Рассмотрим личностные факторы, которые влияют на эффективность межличностных коммуникаций в целом и убеждения в частности: коммуникативную культуру, авторитет источника информации, конформность и внушаемость реципиента, а также доверие к источнику информации
  • Способы эффективного использования телефона в работе
    Мы часто не планируем телефонные разговоры, даже когда звоним по деловым вопросам. Поэтому в большинстве случаев в момент соединения мы оказываемся абсолютно неподготовлены к разговору. Соединение застает нас врасплох. Прежде чем начете набирать номер телефона, спланируйте будущий звонок. Вот что вы должны знать и иметь под рукой
  • Развитие навыков коммуникабельности и уверенного общения
    Кто такой коммуникабельный человек? Это прежде всего человек, которому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно; с кем общаться, ему интересен сам процесс. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием. Попробуйте прислушаться к следующим советам.
  • Формирование первого впечатления: как повлиять на этот процесс
    Образы подобны бетону: пока они сыры, делай с ними что хочешь; но стоит им сформироваться, застыть, и их форму уже трудно изменить. Особенно это касается момента установления контакта. Первое знакомство может задать тон всей дальнейшей работе; от первого впечатления будет зависеть, легко или трудно будет вам работать или общаться с этим человеком. Контакт начинается задолго до того, как вы произнесли первую фразу. Первое впечатление складывается из нескольких аспектов.
  • Как создавать и использовать связи в бизнесе и в жизни! Технология Networking
    Чем отличается просто эффективный менеджер от эффективного и успешного? Ответ на этот вопрос получили в компании British Telecom после того, как сравнили, на что тратят время управленцы с высокими результатами по итогам ежегодной аттестации и…
  • Работа с возражениями: практические примеры убеждения
    Возражения — это показатель двух аспектов продажи. Первый означает, что клиенту небезразлично ваше предложение. Вторым аспектом является то, что наличие большого количества возражений и вопросов — это следствие вашей слабой подготовки продажи на предыдущих этапах. Рассмотрим основные типы и приемы борьбы с возражениями. Каждый из них основан на определенном психологическом законе или шаблоне поведения.
  • Правила проведения презентации
    Каждый клиент, будь это частное лицо или организация, принимает решение в определенной последовательности. На этапе проведения презентации перед клиентом существуют несколько правил, которые позволят вам не тратить зря сил и эмоций. Для того чтобы реже получать ответы «нет», «может быть» или «нам нужно подумать», важно помнить о некоторых правилах подготовки и проведения презентации. Вы должны объяснить, каким образом его выгоды и свойства удовлетворяют нужды клиента
  • Имидж руководителя и его продвижение в целевых аудиториях
    Точно найденный имидж — это не только инструмент, с помощью которого можно завоевать внимание и доверие, но и способ реагирования на требования своей аудитории. Деловой имидж складывается из разнообразных форм: стиль одежды, манеры, грамотность речи, умения общаться и др. Устойчивая долгосрочная репутация может базироваться только на реальных качествах и достоинствах личности.
  • Правила убеждения собеседника
    Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей: сильные, слабые и несостоятельные. Встречные аргументы (контраргументы) имеют ту же градацию. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.
  • Характеристики речи в профессиональном общении
    Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.
  • Приемы и психотехники публичного выступления
    Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией.
  • На пике внимания - об удержании внимания
    Вечер трудного дня. Читать уже нет сил, спать еще нет желания. Сажусь к телевизору. 52 канала. Нажимаю кнопку наугад - сериал, неинтересно. Переключаю - реклама, видел все это я уже. Переключаю - снова сериал. Еще канал - спорт. Не мой вид, но смотрю. Недолго. Еще канал. И так по кругу. Незаметно прошел час...
  • Способы удержания внимания при публичном выступлении
    Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.
  • Сила слушателя
    Поскольку слушание воспринимается как нечто само собой разумеющееся, именно с ним связано множество проблем общения. Их можно было бы легко избежать, если бы люди знали основы восприятия чужой речи. Обычный, неподготовленный слушатель поймет и сможет удержать в памяти только около 50% беседы, а через 48 часов такой относительно низкий показатель падает до еще более удручающего уровня запоминания в 25%. Как избежать просчетов и ошибок, вызванных неадекватным и недостаточным слушанием?
  • Основные пути поддержания целеустремленности и настойчивости
    Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности
  • Способы снятия психологического напряжения
    Конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы. При разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.
  • Техники активной и пассивной защиты от манипуляции
    Технологическим ухищрениям манипулятора желательно противопоставить особые техники пассивной защиты, специально ориентированные на отражение манипулятивного психологического воздействия. Они позволяют выстраивать более надежные преграды и препятствия на пути манипулятивного вторжения. Наряду с техниками пассивной защиты адресат манипуляции может использовать в деловой коммуникации и техники активной защиты. Основная цель этих техник — дестабилизировать активность манипулятора таким образом, чтобы он совсем отказался от своих манипулятивных намерений.
  • Зачем мы отдыхаем или 7 правил эффективного отдыха
    Часто отпуск проводят стереотипно, по привычке. Так принято. Так отдыхают соседи, так показывают по телевизору. Получается - так много шаблонного, ненужного - отдыхали долго, потратили много, фотографии даже есть и в то же время после отдыха хочется отдохнуть ещё… Попробуем разобрать типичные ошибки и сформулировать правила эффективного отдыха.
  • Мужчины в подчинении
    "Большая часть моих сотрудников - мужчины. Со мной они ведут себя по-разному. Одни заигрывают, другие общаются чисто по-деловому. Некоторые мне симпатичны, некоторые - не очень. В общем, как и везде. Сложность моей ситуации в том, что я - директор, и мне приходится ими руководить. Я порой теряюсь, не зная, что делать и как себя вести, а ведь мне ни в коем случае нельзя показывать свою неуверенность. Елена, Псков''
  • Что такое лень и как с ней бороться
    Наверное каждый читатель этой рассылки вспомнит ситуацию, когда ему было лень приниматься за работу. Причины могли быть различны. Навалилось столько работы, что ее уже не успеть сделать за отведенные в сутки 24 часа. Рутина отбила всякую охоту подниматься и идти на работу.
  • Приемы преодоления защитных механизмов для людей с разными темпераментами
    Самые значимые стратегии, которыми следует владеть представителям каждого темперамента, чтобы оптимально справляться с типовыми для данного темперамента проблемами.
  • Инструменты ликвидаций утечек времени
    Любой деловой человек скажет вам, что времени ему не хватает. Причина этого, как правило, не в обилии работы, а в том, что много времени утекает нерационально и совершенно незаметно. Основной способ все успевать — умело использовать имеющееся время, а для этого необходимо прекратить его расхищение.
  • Оценочная беседа
    Исследования показывают, что активность людей развитых культур удивительно стандартизирована. Из своего активного времени люди тратят примерно 9% на письмо, 16% — на чтение, 25% — на говорение и 50% — на слушание.
  • 10 мифов о работе на себя
    Сейчас всё чаще люди решают работать только на себя, а некоторые – с опаской относятся к таковому нововведению. От заблуждений никто не застрахован. Тем более в таком важном вопросе.
  • То, что доктор прописал: Отпуск как лекарство
    Как отдыхать, чтобы эффект от отпуска длился подольше

Подписка на новости сайта