Оформляем трудовые отношения с иностранцем

При приеме иностранца на работу с ним обязательно нужно заключить российский срочный трудовой договор. В некоторых случаях важно предусмотреть разъездной характер работы. Кроме того, необходимо вовремя уведомлять государственные службы о приеме или увольнении иностранца.

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала "Актуальная бухгалтерия"

Работодатели, которые принимают иностранцев на работу, должны точно знать, что с иностранным гражданином российские компании обязаны заключать российский трудовой договор. И не имеет никакого значения, что иностранец на самом деле направляется иностранной компанией в свое российское подразделение для выполнения определенной (иногда долгосрочной) бизнес-функции и что трудовой договор между таким иностранцем и его иностранным работодателем не прекращается, а заработная плата за ним сохраняется. Очень часто от таких компаний можно услышать вопрос: "Можно ли заключить договор секондмента между иностранной компанией и российской, а все платежи осуществлять от иностранной компании?"

Ответ на данный вопрос прост: если российская компания допускает сотрудника к работе, необходимо в течение трех дней заключить российский трудовой договор. И от российского работодателя также требуется выплачивать заработную плату. Договор секондмента, так широко используемый и признанный на Западе, нам в России, к сожалению, для целей соблюдения миграционного законодательства не подойдет.

Далее следует другой вопрос: "В какой момент необходимо заключать (подписывать) трудовой договор?" Ответ следующий. До того момента, как компания допустит иностранного сотрудника к работе, нужно получить для него разрешение на работу, а для компании - разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (в определенных законом случаях). Для целей получения разрешения на работу необходимо предоставить в миграционную службу помимо прочих документов и заявлений трудовой договор с иностранцем.

Далее важно учитывать статус принимаемого на работу иностранца (иностранец с "обычным" статусом или высококвалифицированный специалист (далее - ВКС)). Для иностранцев с "обычным" статусом достаточно предоставить проект трудового договора, подписанный только со стороны работодателя, то есть формально обозначить перед миграционной службой намерение компании принять на работу мигранта.

Что касается иностранца-ВКС, то в целях получения разрешения для этой категории иностранных граждан в ФМС России необходимо представить уже полноценный трудовой договор. Причем он должен быть подписан как работодателем, так и работником, а также отражать все основные условия и договоренности. Также миграционное законодательство требует, чтобы трудовой договор обязательно содержал условие о его вступлении в действие с момента, когда компания получит для принимаемого иностранца разрешение. Важно отметить, что в последнее время работники ФМС России обращают довольно пристальное внимание на данное положение и могут отказать в приеме документов, если требование не соблюдается.

При заключении трудового договора с иностранным работником имеются свои особенности, которые многие работодатели должны учесть или могут принять во внимание исходя из того, какие соответствующие возможности работодатель хотел бы для себя получить.

Помимо той специфики, которая присуща приему иностранцев на работу, необходимо помнить об основных требованиях Трудового кодекса, который, помимо прочего, устанавливает обязательные положения, подлежащие отражению в трудовом договоре с работником (место работы, режим работы, условия оплаты труда)*(ст. 57 ТК РФ).

Cрок трудового договора

Как правило, все трудовые договоры с иностранными работниками срочные. Это связано с соответствующими требованиями миграционного ведомства и прежде всего с тем, что разрешение на работу выдается иностранцу на определенный срок. Разумеется, договор может быть заключен бессрочно, но в таком случае стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, на настоящий момент к таким договорам работники миграционной службы относятся весьма скептически. А во-вторых, на практике весьма часто возникает вопрос об основании расторжения такого договора в случае, например, если разрешение на работу истекает, а работодатель не планирует его продлевать, или в случае, если разрешение аннулировано.

Итак, трудовой договор с "обычным" иностранным работником заключается на срок до одного года (поскольку разрешение на работу такому иностранцу выдается на этот срок). Трудовой договор с ВКС может быть заключен на срок до трех лет.

Важно отметить, что именно срок трудового договора определяет срок действия разрешения на работу. И именно на срок договора ориентируются сотрудники миграционной службы при определении срока действия выдаваемого разрешения на работу.

В связи с этим и чтобы избежать частых обращений за разрешениями, компании предпочитают заключать трудовые договоры на максимально возможный срок для того, чтобы разрешение на работу и виза (если это применимо) иностранного работника были выданы также на максимальный срок, особенно если иностранец приглашается на работу в Россию надолго.

Нужно ли устанавливать в трудовом договоре разъездной характер работы?

Решение этого вопроса целиком и полностью зависит от того, будет ли иностранный гражданин совершать большое количество поездок в течение своего трудоустройства и смогут ли стороны согласовать условие об установлении разъездного характера работы между собой.

В чем преимущество установления разъездного характера работы? Во-первых, давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения общих норм трудового законодательства. Любые поездки, совершаемые работниками при разъездном характере работы, не признаются командировками, а значит, отсутствует обязанность по оформлению соответствующей документации (командировочные удостоверения, приказы на командировку и т.д.). Также имеет свои плюсы и порядок оплаты разъездной работы. Оплата времени, проведенного в командировке, рассчитывается исходя из среднего заработка сотрудника. В некоторых случаях средний заработок может быть меньше обычного ежемесячного дохода, что не очень выгодно работникам. Но иногда (если компания выплачивает сотруднику премии и прочие выплаты) средний заработок может быть и больше месячного, что временами невыгодно компании. В свою очередь, установление разъездного характера работы позволяет уравнять такие выплаты, поскольку время, проведенное в поездке при разъездном характере работы, оплачивается исходя из регулярного оклада. Это также влечет за собой определенное снижение нагрузки с кадровиков и бухгалтеров по соответствующему расчету, связанному с командировками.

Кроме того, имеются преимущества и с точки зрения миграционного законодательства. По общему правилу, иностранные граждане могут осуществлять свою трудовую деятельность за пределами региона, на который ему было выдано разрешение на работу (в частности, будучи в командировке), только определенное количество дней.

Например, иностранный специалист с "обычным" статусом при отсутствии у него установленного разъездного характера работы может находиться в командировке не более 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, то есть в течение одного года. При достижении с иностранным специалистом договоренности об установлении ему разъездного характера работы этот срок увеличивается до 60 дней.

Что касается иностранца-ВКС, то при отсутствии в трудовом договоре с ним условия о разъездном характере работы нахождение в командировке за пределами региона (регионов), "покрытого" разрешением на работу, не может превышать 30 календарных дней в год, а при установлении разъездного характера срок нахождения в командировке неограничен.

Разумеется, здесь важно отметить, что установление разъездного характера работы в трудовом договоре должно осуществляться для того, чтобы отразить фактический вид трудовых отношений. То есть, работа "разъездного" иностранца должна подразумевать большое количество поездок. Довольно странно может выглядеть установление разъездного характера работы сотруднику, который проводит 90 процентов своего рабочего времени в офисе.

Иные условия трудового договора

К трудовым отношениям с иностранным работником применяются все положения Трудового кодекса. То есть при установлении в трудовом договоре с иностранцем тех или иных условий нужно придерживаться основных требований закона. Ухудшение положения иностранца по сравнению с российским работником не допускается. Иными словами, рабочее время должно быть не более 40 часов в неделю (за исключением привлечения к сверхурочной работе или ненормированного режима), отпуск - не менее 28 календарных дней (плюс дополнительный отпуск, если это установлено законом) и т.д.

Порядок предоставления отпуска, направления в командировку или в служебную поездку должен соответствовать общим нормам российского законодательства.

Вместе с тем важно не забыть, что также для иностранцев существует ряд дополнительных требований и условий, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в трудовом договоре с ВКС. Например, условие об обязательном предоставлении добровольного медицинского страхования самому иностранцу, а также членам его семьи, если они приезжают в Россию вместе с ним.

Уведомления государственных ведомств

При приеме иностранных граждан на работу на работодателя ложится, помимо обязательства по получению разрешительных документов, еще и обязанность уведомления государственных ведомств (в основном это миграционная и налоговая службы, а также центр занятости) о различных событиях, связанных с заключением трудового договора.

Например, при приеме на работу иностранца с "обычным" статусом, который прибывает из визовой страны, компании необходимо уведомить налоговую инспекцию о приеме иностранца на работу (заключении договора или фактическом допуске к работе) в течение 10 дней. О расторжении трудового договора нужно также уведомить налоговую в течение 10 дней и центр занятости в течение трех дней.

Если говорить об иностранце с "обычным" статусом, прибывшем из безвизовой страны, то при приеме такого иностранца компания обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение 10 дней, миграционную службу и центр занятости известить в течение трех рабочих дней. При прекращении трудовых отношений эти ведомства уведомляются в тот же самый срок.

Что касается иностранца-ВКС, то о заключении трудового договора с ним компания должна уведомить только налоговую инспекцию в течение 10 дней, а о прекращении договора - в течение трех дней.

Важно также не забыть, что при предоставлении "обычному" иностранному работнику неоплачиваемого отпуска на срок более чем 30 дней компания также должна уведомить об этом службу, выдавшую разрешение на работу, в течение трех дней с момента предоставления отпуска.

Также работодатели обязаны ежеквартально подавать в ФМС России сведения о размере заработной платы иностранцев-ВКС. Цель таких уведомлений - подтвердить, что работодатель выплачивает заработную плату в размере не меньше установленного минимума для ВКС. Данные сведения подаются не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом. Кроме того, о случаях расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами-ВКС работодатели и заказчики работ обязаны уведомлять ФМС России не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за кварталом увольнения или предоставления отпуска.

Особое внимание хотелось бы обратить на порядок уведомления госслужб о прибытии иностранца в Россию. По закону работодатель должен уведомить миграционное ведомство о прибытии иностранца с "обычным" статусом в течение семи дней с момента приезда в Россию, а о прибытии иностранца-ВКС - в течение 90 дней после приезда.

Как видно, уведомлений много, все они разные, и в зависимости от категории иностранного работника, а также от вида происходящего с ним события необходимо уведомить государственные службы в разные четко установленные сроки. Очень важно не забыть ни об одном уведомлении, а также не пропустить предписанные сроки, поскольку административное наказание даже за один эпизод неуведомления может вылиться в штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей в отношении одного и того же иностранца.

Не стоит недооценивать важность соблюдения сроков уведомления. Ранее также действовала норма, которая устанавливала ответственность за неуведомление государственных служб. При этом штраф налагался на компанию только в случае, если она вообще не подавала никакого уведомления в отношении иностранца. Даже уведомление, поданное со значительным пропуском срока, признавалось неким исполнением обязанности, и ответственность не наступала. Однако с июля 2013 года установлена ответственность за неуведомление, а также несвоевременное уведомление*(ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ). То есть уведомление службы с просрочкой даже на один день теперь формально образует состав административного правонарушения, и, соответственно, к компании могут быть применены штрафные санкции.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Ответственность за нарушение миграционного законодательства установлена в основном Кодексом об административных правонарушениях*(гл. 18 КоАП РФ). Кодекс устанавливает довольно широкий спектр видов правонарушений как для компаний, так и для самого иностранца. Например, для компаний установлена ответственность за прием на работу иностранца без наличия у него разрешения на работу, за прием на работу иностранца при отсутствии у компании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, за неуведомление о прибытии иностранца в Россию, за неуведомление о приеме на работу или расторжении трудового договора, а также за неподачу квартальных уведомлений о выплате ВКС заработной платы и пр. Размер штрафов устанавливается от 250 000 до 1 000 000 рублей в зависимости от нарушения.

Важно отметить, что каждый вид ответственности, как правило, устанавливает штраф за один эпизод нарушения. То есть каждая неподача уведомления (даже в отношении одного иностранца), каждый эпизод привлечения без разрешения на работу рассчитывается как самостоятельное правонарушение и штраф налагается отдельно по каждому случаю нарушения закона. Таким образом, в зависимости от ситуации общий размер штрафов суммарно может доходить до нескольких миллионов рублей.

Также Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена такая мера ответственности, как приостановление деятельности компании на срок от 14 до 90 дней. В своей практике автор пока непосредственно не сталкивался с применением данной меры ответственности, но полагает, что она в основном может быть применена либо при большом объеме выявленных миграционных нарушений, либо при значительных и часто повторяющихся эпизодах.

Помимо ответственности для компаний установлена ответственность и для самих иностранных граждан. Например, иностранцев оштрафуют за работу в России без разрешения на работу, нарушение правил пребывания, за несоответствие цели въезда фактически осуществляемой деятельности (например, осуществление трудовой деятельности при наличии деловой, а не рабочей визы). Что касается размера штрафа, то в зависимости от правонарушения размер штрафа может составлять от 2000 до 7000 рублей с административным выдворением или без такового.

Ответственность в зависимости от региона России

В июле 2013 года были внесены изменения и в части установления размера ответственности в зависимости от региона, в котором было совершено правонарушение.

В частности, повышенный размер ответственности был установлен для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей (Московская и Ленинградская области). Например, штраф для компании, которая осуществляет свою деятельность в одном из указанных регионов, за прием на работу иностранца при отсутствии у него разрешения на работу составит от 400 000 до 1 000 000 рублей против штрафа в размере от 250 000 до 800 000 рублей для компаний, осуществляющих свою деятельность вне указанных регионов*(ст. 18.15 КоАП РФ).

Аналогичные правила установлены и для самих иностранных граждан. Например, иностранный гражданин, осуществляющий свою деятельность на территории города федерального значения или его области, будет подвергнут штрафу за работу без разрешения в размере от 5000 до 7000 рублей с административным выдворением, а за то же нарушение, совершенное на территории другого региона, на иностранца будет наложен штраф от 2000 до 5000 рублей с выдворением или без такового.

Особенно хотелось бы отметить изменения, коснувшиеся административного выдворения иностранца из России. Ранее все виды ответственности в отношении иностранных граждан устанавливали применение монетарного штрафа с выдворением или без такового.

Теперь же, после июльских изменений, в случае если иностранный гражданин будет привлечен к ответственности за нарушение миграционного законодательства на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, то суд должен будет принять решение о выдворении иностранца (раньше принятие решения о выдворении было правом, а не обязанностью суда). Это означает, что иностранец должен будет покинуть Россию и в дальнейшем въезд для такого иностранца будет невозможен в течение пяти лет.

Практические последствия несоблюдения миграционного законодательства

Помимо монетарных последствий как для компаний, так и иностранных граждан очень важно не забывать о практических последствиях несоблюдения миграционных правил, которые также предусмотрены законодательством.

При нарушении юридическим лицом миграционных правил два раза и более компания может быть лишена права привлекать иностранных работников-ВКС в течение двух лет. Тяжесть правонарушения в данном случае не имеет особого значения. Такие последствия могут наступить для компании даже в случае, если она просрочит какое-либо уведомление в отношении своих иностранных граждан хотя бы на один день.

Если миграционные правила нарушаются иностранным гражданином два раза и более в течение года, то (если не принято решение о выдворении) его текущее разрешение на работу может быть аннулировано или работники ФМС России могут отказать в выдаче разрешительных документов на новый срок.

Очень важно отметить, что с лета 2013 года начала применяться норма о возможности установления запрета на въезд иностранному гражданину, который совершил два и более административных правонарушения в течение последних трех лет*(ст. 26, 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ). Речь идет о любых административных правонарушениях, в частности и о нарушении правил дорожного движения. В этой связи компании должны пристально следить за тем, водят ли их иностранные работники автомобили самостоятельно, на кого зарегистрированы эти автомобили и прочее, а также информировать иностранных работников о правилах и возможной ответственности, с которой они могут столкнуться за пределами своего рабочего времени.

20 октября 2014
Автор: Надежда Илюшина, руководитель практики трудового права юридической фирмы Goltsblat BLP


Статьи этого раздела

  • Иностранные работники в 2015 году
    Трудовые отношения с иностранными работниками в 2015 году регулируются главой 50.1 Трудового кодекса. В ней закреплены особенности заключения трудового договора с иностранным работником, его временного перевода или отстранения от работы, а также наличие у него действующего на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования.
  • Иностранные работники. Принимать на работу иностранцев имеет смысл только в следующих случаях
    Принимать на работу иностранцев имеет смысл только в трех случаях: - если это уникальный высококвалифицированный специалист и найти замену в России крайне проблематично; - если наличие иностранного специалиста в штате требуется для подтверждения статуса компании…
  • Особенности приема на работу иностранцев
    Оформление на работу иностранца зависит от того. в каком режиме он въехал в Россию. Это условие определяет, необходимо ли работодателю сообщать об иностранце в ФМС и получать разрешение на его работу. Для высококвалифицированных специалистов установлены…
  • Последние изменения в миграционном законодательстве. За какие нарушения увеличится ответственность
    Трудоустраивая иностранцев, компания возлагает на себя обязанности по исполнению норм не только трудового, но и миграционного законодательства. Порядок привлечения иностранных работников требует от работодателя соблюдения большого числа формальностей, в частности по уведомлению государственных органов в строго отведенные сроки. Неисполнение подобных требований чревато серьезными штрафами для компании. В настоящее время наблюдаются тенденции увеличения количества привлечений к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а также ужесточение контроля за его соблюдением. Знание последних новел касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.
  • Изменения в организации работы с иностранцами. Каких работников станет проще трудоустраивать
    Анализ последних изменений миграционного законодательства показал, что большинство новелл нацелено как раз на ответственность за нарушение миграционных правил. Избежать внушительных штрафов со стороны ФМС России возможно, если скорректировать организацию работы с иностранцами с учетом последних изменений, вступивших в силу в 2013 году. В данной статье рассмотрены некоторые из вступивших в силу изменений.
  • Командировки временно пребывающих иностранцев
    Можно ли направить временно пребывающего иностранного работника в командировку в другой регион России, в котором у него нет разрешения на работу? Можно ли поручать ему работу, которая носит разъездной характер? Если да, то на какой срок можно отправить его в командировку или служебную поездку и какие документы при этом следует оформлять? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
  • Миграционный учет временно пребывающих иностранцев
    На работодателя возложена обязанность осуществлять постановку на миграционный учет иностранных работников. Как именно и в какие сроки он должен это сделать в отношении временно пребывающих иностранных сотрудников, читайте в статье.
  • Прием на работу высококвалифицированного специалиста-иностранца
    С 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Одним из основных нововведений является установление понятия "высококвалифицированный специалист" (далее - ВКС). Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ им является иностранный гражданин как из безвизовой, так и визовой страны, имеющий опыт работы, навыки, достижения в определенной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере 2 млн руб. и более.
  • Принимаем на работу иностранца
    Многие российские компании уже используют либо намерены в скором времени использовать труд мигрантов. Существуют ли какие-то особенности приема на работу иностранных сотрудников, о чем работодателю следует побеспокоиться заранее, какие документы он должен потребовать от иностранного соискателя на вакантную должность, а какие ему придется оформить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
  • Иностранных специалистов на работу приглашаем по новому
    Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, вступающим в силу с 01.07.2010 (за исключением отдельных положений), внесены существенные изменения в Закон об иностранцах <1>. Поправки коснулись в том числе осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами. Поскольку данное понятие является абсолютно новым, разберемся, каких иностранных граждан можно считать такими специалистами, в каком порядке осуществляется сбор разрешительных документов на них и подлежат налогообложению доходы, полученные данными гражданами на территории РФ
  • Нештатная ситуация: компания принимает на работу иностранца
    Как выйти из положения: Важно четко определить, на каких основаниях иностранец находится в России — является он временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим. Кроме того, важен режим пребывания — визовый или безвизовый. …
  • Иностранные работники: обязанности работодателей по уведомлению госорганов
    Согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. На практике у работодателей возникает множество вопросов по основаниям, процедуре и срокам такого уведомления, что связано с большим количеством правовых норм, регламентирующих данные обязанности, и с тем, что представление информации в госорганы зависит от многих факторов: статуса привлекаемых иностранных работников, режима их пребывания в Российской Федерации, наличия у работодателя определенных документов...
  • Ловушка для расиста
    Социологические эксперименты помогли уличить компании Европы в дискриминации по этническому признаку
  • Доехать до работы
    Традиционная тактика российского безработного не предполагает поиска вакансий далеко от дома
  • К 2025 году население России сократится еще на 11 млн человек - ООН
    Предрекает ООН в докладе «Россия перед лицом демографических вызовов». По числу жителей страна переместится с 9-го на 14-е место в мире, ее опередят Эфиопия, Египет, Конго (Заир), Филиппины и Мексика.

Подписка на новости сайта

Мероприятия:

Семинары / курсы / тренинги:



Реклама Реклама Реклама