Миграционный учет временно пребывающих иностранцев

На работодателя возложена обязанность осуществлять постановку на миграционный учет иностранных работников. Как именно и в какие сроки он должен это сделать в отношении временно пребывающих иностранных сотрудников, читайте в статье.

Что такое миграционный учет и для чего он необходим

Миграционный учет - фиксация и обобщение предусмотренных законом сведений о проживании, временном пребывании и транзитном передвижении в пределах Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", далее - Закон N 109-ФЗ). Его осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные отделения (п. 2 ч. 1 ст. 2 и ст. 11 Закона N 109-ФЗ).
В ст. 4 Закона N 109-ФЗ сформулированы цели миграционного учета:
- возможность контролировать поток мигрантов, находящихся на территории России, а также управлять этим потоком - с одной стороны;
- соблюдение прав и законных интересов как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства - с другой стороны. Так, иностранный гражданин, въехавший на территорию нашей страны в качестве трудового мигранта, может реализовать свое право на труд только после того, как встанет на миграционный учет, то есть обеспечит легитимность (законность) своего пребывания на территории нашей страны.

Нормативные документы

Миграционному учету подлежат все иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их статуса. В их числе и иностранные работники, имеющие статус временно пребывающих.
Миграционный учет осуществляется в соответствии:
- с Законом N 109-ФЗ;
- Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила).

Постановка временно пребывающих на миграционный учет

Работодатель участвует в процессе постановки на учет временно пребывающего иностранного гражданина по месту пребывания только в том случае, если по отношению к нему он является принимающей стороной (п. 7 ч. 1 ст. 2 и ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Кто еще может быть принимающей стороной. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ, помимо юридических лиц, их филиалов или представительств, в качестве принимающей стороны, у которой иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, могут выступать:
- граждане России;
- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство).

Кстати, высококвалифицированный иностранный специалист может выступать в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи. Но только в том случае, если у него имеется собственное жилье в России.

Если иностранный гражданин разместился в гостинице, принимающей стороной автоматически становится администрация гостиницы. Она выполняет все необходимые действия, связанные с учетом иностранных граждан, и несет ответственность за соблюдение установленных правил пребывания.
Встать на учет самостоятельно нельзя. Временно пребывающий иностранный гражданин не вправе встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно. Исключение допускается лишь при наличии документально подтвержденной уважительной причины, препятствующей принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган ФМС России (ч. 3 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и пп. "б" п. 29 Правил) и наличия в собственности жилого помещения, по адресу которого он может сам себя поставить на учет.

Уведомительный характер миграционного учета

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального отделения Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Принимающая сторона должна заполнить бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 27 Правил).

Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Заметим, что она ничем не отличается от предыдущей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (образец заполнения уведомления приведен в статье "Миграционный учет иностранных граждан" ("Зарплата", 2008, N 9)).

Заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина работодатель - принимающая сторона должен представить в территориальное отделение ФМС России непосредственно либо по почте (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 22 Правил). Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомляем лично. Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил).
Уведомляем по почте. Если принимающая сторона решила отправить уведомление по почте, ей необходимо заполнить два экземпляра бланка уведомления, так как один из них останется на почте и будет там храниться в течение одного года (п. 27 Правил).

При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдаст отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил).
Документы уполномоченного. Сотрудник, уполномоченный работодателем подать уведомление о прибытии в территориальное отделение ФМС России или отослать его по почте (а также получить документы на иностранцев), обязан иметь при себе:
- документ, удостоверяющий личность (п. 28 Правил);
- доверенность (п. п. 1 и 5 ст. 185 ГК РФ).

Примечание. Структура бланка уведомления

Бланк уведомления состоит из двух частей:
- уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Эту часть документа отделение ФМС России оставит у себя;
- отрывной части. Эту часть документа должностные лица отделения ФМС России или почты (если уведомление посылается по почте) с отметками о принятии уведомления вернут уполномоченному принимающей стороны или самому иностранцу.

Документы, которые понадобятся работодателю для заполнения уведомления

Для заполнения бланка уведомления временно пребывающий иностранный гражданин должен предъявить работодателю - принимающей стороне следующие документы (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 26 Правил):
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- визу (если он прибыл в Россию в визовом режиме). Реквизиты документа нужно будет указать на лицевой стороне бланка уведомления в разд. 1 "Сведения о лице, подлежащем постановке на учет по месту пребывания";
- миграционную карту с отметками пограничного контроля (если он прибыл из безвизовой страны). Этот документ иностранный гражданин (или лицо без гражданства) заполняет при въезде в Россию (ст. 25.9 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Обратите внимание: принимающая сторона не вправе изымать у иностранца паспорт и миграционную карту (ч. 5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Какой срок пребывания указывать в уведомлении о прибытии

Продолжительность временного пребывания иностранных граждан на территории РФ установлена в ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Она определяется для визовых иностранцев сроком действия визы, а для безвизовых по общему правилу составляет 90 суток или равна сроку действия разрешения на работу, а также сроку продления разрешения на работу (п. п. 1 и 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Примечание. Вопрос в тему
Должен ли работодатель проходить регистрацию в отделении ФМС России, чтобы иметь возможность ставить там на миграционный учет иностранных работников? Нет, не должен, поскольку это не предусмотрено Правилами.

О миграционном учете граждан Республики Беларусь

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь определяются только внешние границы государств, а внутренняя граница отсутствует (п. 3 ст. 7 Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999). А в соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства от 24.01.2006 граждане Республики Беларусь свободно въезжают на территорию России без миграционной карты.
Однако это вовсе не означает, что граждане Республики Беларусь не должны вставать на миграционный учет. Во-первых, заключение вышеупомянутых Договора и Соглашения не изменило гражданской принадлежности белорусов - они по-прежнему являются иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Следовательно, их миграционный учет осуществляется в соответствии с Законом N 109-ФЗ и зависит от правового статуса белоруса на территории России.

Срок пребывания гражданина Белоруссии на территории нашей страны составляет, как и для граждан других государств с безвизовым режимом въезда, не более 90 суток со дня въезда в РФ. Этот срок может быть продлен в случае заключения ими трудового договора. Если срок пребывания не продлевается, по истечении 90 суток гражданин Белоруссии обязан выехать за пределы РФ (п. п. 1, 2 и 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Однако на практике отсутствие необходимости получать при въезде в РФ миграционную карту (документ, служащий для контроля за въездом иностранцев в РФ) позволяет белорусам, не выезжая по истечении 90-дневного срока, заявить о своем прибытии и быть заново поставленными на миграционный учет сроком на 90 суток.

По какому адресу ставить на учет

Работодатель - принимающая сторона может поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания по фактическому адресу организации, даже если там отсутствует жилое помещение, - если он собирается проживать на съемной квартире (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
Если иностранный работник остановился в гостинице, то обязанность по постановке его на миграционный учет лежит на ней (ч. 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

Срок подачи уведомления в миграционную службу

Работодатель обязан уведомить территориальное отделение ФМС России о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина в сроки, установленные Законом N 109-ФЗ.

Обычные трудовые мигранты. Так, трудовой мигрант, не являющийся высококвалифицированным специалистом, должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).
Мигранты с высокой квалификацией. Что касается высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, то согласно ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил они освобождены от необходимости постановки на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня их въезда в Россию. Но по истечении этого срока они обязаны встать на учет по новому месту пребывания в срок, не превышающий семи рабочих дней.

Уже поставленные на миграционный учет высококвалифицированный специалист и члены его семьи в случае их передвижения по территории РФ и прибытия в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, также освобождены от обязанности постановки на учет по новому месту пребывания. Но, как и в предыдущем случае, по истечении указанного срока им придется встать на миграционный учет в течение все тех же семи дней.
Если иностранный гражданин остановился в гостинице, уведомить территориальное отделение Федеральной миграционной службы о его прибытии в место пребывания администрация гостиницы обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Подтверждение постановки на миграционный учет

Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Отрывную часть уведомления работодатель обязан передать иностранному работнику (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Миграционный учет при направлении иностранца в командировку или служебную поездку


Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключения предусмотрены лишь для иностранцев, работающих по определенным профессиям и должностям, при направлении в командировку или разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ и Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н). Длительность этих поездок ограниченна.
Рассмотрим, как взаимосвязаны срок нахождения иностранного сотрудника в командировке или служебной поездке со сроком постановки его на миграционный учет.

Сроки нахождения временно пребывающего иностранного работника в командировке и служебной поездке

Если командировка по России, ее продолжительность не может превышать (пп. "а" п. 1 и пп "а" п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):
- 10 календарных дней в течение всего срока действия разрешения на работу - для иностранных работников, не относящихся к категории высококвалифицированных;
- 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу - для высококвалифицированных иностранных специалистов.
Если командировка за границу, ее предельный срок законом не установлен, следовательно, временно пребывающий иностранный работник может находиться в ней неограниченное количество дней. Однако следует учитывать, что работник направляется в командировку для выполнения служебного поручения по распоряжению работодателя на срок, необходимый для выполнения такого поручения.

Служебные поездки. Если условия трудового договора с иностранным работником предусматривают разъездной характер работы или работу, осуществляемую в пути, то он может находиться в разъездах (пп. "б" п. 1 и пп. "б" п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):
- до 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу - если иностранный работник не высококвалифицированный специалист;
- без ограничения срока - если это высококвалифицированный работник.

Для подтверждения направления иностранного работника в служебную поездку при разъездном характере работы рекомендуем заполнять маршрутный лист.

Для справки. Если сотрудник выехал за границу, причем даже на один день, работодатель при въезде сотрудника обязан будет заново уведомить территориальное отделение ФМС России о его прибытии.

Сроки постановки на миграционный учет

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный работник, не являющийся высококвалифицированным специалистом. Как уже было сказано выше, временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Поэтому, если срок командировки или служебной поездки работника превышает семь рабочих дней, работодатель обязан поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования.
Если иностранный работник останавливается в гостинице, такая обязанность лежит на администрации гостиницы.

По окончании командировки, срок которой превышает 10 дней, по прибытии к месту работы работодателю вновь нужно будет поставить иностранного сотрудника на миграционный учет.

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный высококвалифицированный специалист. Для этой категории сотрудников действует другое правило - находиться в новом месте пребывания без постановки на миграционный учет они вправе в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил).

Если командировка или служебная поездка длится больше указанного срока, работодателю придется поставить работника на миграционный учет в течение семи рабочих дней по истечении 30-дневного пребывания в новом месте <2>.
--------------------------------
<2> Данное правило с 25 марта 2011 г. также относится к членам семей высококвалифицированных специалистов. - Примеч. ред.

Иностранный специалист едет в отпуск


Итак, иностранный сотрудник оформляет очередной отпуск. А работодатель продолжает отвечать за соблюдение миграционного законодательства. Рассмотрим, в каких случаях ему понадобится ставить отпускника на миграционный учет.

Если отпуск проводится в России

Правила по постановке на миграционный учет при предоставлении временно пребывающему иностранному работнику отпуска такие же, как и при его передвижении по территории нашей страны. Так, если иностранный работник (визовый или безвизовый) решил провести свой отпуск длительностью свыше семи дней в России, но в другом регионе (субъекте) от его места работы, то на миграционный учет ставит его принимающаяся сторона. Если работник останавливается, например, на съемной квартире, то в этом случае арендодатель обязан поставить его на миграционный учет. (ч. 3 ст. 7 и ч. 1 и 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Если иностранный сотрудник остановится:
- в гостинице, то обязанность по его постановке на миграционный учет несет администрация гостиницы;
- у своих друзей или родственников, то такая обязанность лежит на его друзьях или родственниках, имеющих в собственности жилье.

Если отпуск проводится за границей

Если иностранный работник решил провести свой отпуск за пределами России, то работодатель обязан будет при въезде иностранного сотрудника на территорию РФ вновь поставить его на миграционный учет. Сделать это нужно в указанные выше сроки в зависимости от категории иностранного работника.

Снятие временно пребывающего иностранного сотрудника с миграционного учета

С 15 февраля 2011 г. обязанность работодателя по снятию с миграционного учета иностранного работника отменена.
Снятие с миграционного учета в настоящее время происходит в момент, когда в миграционную службу поступили сведения о постановке иностранного гражданина на миграционный учет по новому месту пребывания либо при выезде иностранца из России от органа пограничного контроля (ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).

Добавим, что данный порядок не распространяется на гостиницы (дома отдыха, оздоровительные и иные учреждения). О том, что иностранный гражданин выехал, им необходимо сообщить в органы миграционного учета не позднее 12 часов дня, следующего за днем его убытия (ч. 3 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).
28 октября 2011
Автор: Т.В.Линд - Юрист по трудовому праву ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" / Ю.А.Никерова Старший научный редактор журнала "3aрплата" / "3aрплата", 2011, N 9


Статьи этого раздела

  • Иностранные работники в 2015 году
    Трудовые отношения с иностранными работниками в 2015 году регулируются главой 50.1 Трудового кодекса. В ней закреплены особенности заключения трудового договора с иностранным работником, его временного перевода или отстранения от работы, а также наличие у него действующего на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования.
  • Иностранные работники. Принимать на работу иностранцев имеет смысл только в следующих случаях
    Принимать на работу иностранцев имеет смысл только в трех случаях: - если это уникальный высококвалифицированный специалист и найти замену в России крайне проблематично; - если наличие иностранного специалиста в штате требуется для подтверждения статуса компании…
  • Оформляем трудовые отношения с иностранцем
    При приеме иностранца на работу с ним обязательно нужно заключить российский срочный трудовой договор. В некоторых случаях важно предусмотреть разъездной характер работы. Кроме того, необходимо вовремя уведомлять государственные службы о приеме или увольнении иностранца. …
  • Особенности приема на работу иностранцев
    Оформление на работу иностранца зависит от того. в каком режиме он въехал в Россию. Это условие определяет, необходимо ли работодателю сообщать об иностранце в ФМС и получать разрешение на его работу. Для высококвалифицированных специалистов установлены…
  • Последние изменения в миграционном законодательстве. За какие нарушения увеличится ответственность
    Трудоустраивая иностранцев, компания возлагает на себя обязанности по исполнению норм не только трудового, но и миграционного законодательства. Порядок привлечения иностранных работников требует от работодателя соблюдения большого числа формальностей, в частности по уведомлению государственных органов в строго отведенные сроки. Неисполнение подобных требований чревато серьезными штрафами для компании. В настоящее время наблюдаются тенденции увеличения количества привлечений к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а также ужесточение контроля за его соблюдением. Знание последних новел касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.
  • Изменения в организации работы с иностранцами. Каких работников станет проще трудоустраивать
    Анализ последних изменений миграционного законодательства показал, что большинство новелл нацелено как раз на ответственность за нарушение миграционных правил. Избежать внушительных штрафов со стороны ФМС России возможно, если скорректировать организацию работы с иностранцами с учетом последних изменений, вступивших в силу в 2013 году. В данной статье рассмотрены некоторые из вступивших в силу изменений.
  • Командировки временно пребывающих иностранцев
    Можно ли направить временно пребывающего иностранного работника в командировку в другой регион России, в котором у него нет разрешения на работу? Можно ли поручать ему работу, которая носит разъездной характер? Если да, то на какой срок можно отправить его в командировку или служебную поездку и какие документы при этом следует оформлять? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
  • Прием на работу высококвалифицированного специалиста-иностранца
    С 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Одним из основных нововведений является установление понятия "высококвалифицированный специалист" (далее - ВКС). Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ им является иностранный гражданин как из безвизовой, так и визовой страны, имеющий опыт работы, навыки, достижения в определенной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере 2 млн руб. и более.
  • Принимаем на работу иностранца
    Многие российские компании уже используют либо намерены в скором времени использовать труд мигрантов. Существуют ли какие-то особенности приема на работу иностранных сотрудников, о чем работодателю следует побеспокоиться заранее, какие документы он должен потребовать от иностранного соискателя на вакантную должность, а какие ему придется оформить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
  • Иностранных специалистов на работу приглашаем по новому
    Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, вступающим в силу с 01.07.2010 (за исключением отдельных положений), внесены существенные изменения в Закон об иностранцах <1>. Поправки коснулись в том числе осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами. Поскольку данное понятие является абсолютно новым, разберемся, каких иностранных граждан можно считать такими специалистами, в каком порядке осуществляется сбор разрешительных документов на них и подлежат налогообложению доходы, полученные данными гражданами на территории РФ
  • Нештатная ситуация: компания принимает на работу иностранца
    Как выйти из положения: Важно четко определить, на каких основаниях иностранец находится в России — является он временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим. Кроме того, важен режим пребывания — визовый или безвизовый. …
  • Иностранные работники: обязанности работодателей по уведомлению госорганов
    Согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. На практике у работодателей возникает множество вопросов по основаниям, процедуре и срокам такого уведомления, что связано с большим количеством правовых норм, регламентирующих данные обязанности, и с тем, что представление информации в госорганы зависит от многих факторов: статуса привлекаемых иностранных работников, режима их пребывания в Российской Федерации, наличия у работодателя определенных документов...
  • Ловушка для расиста
    Социологические эксперименты помогли уличить компании Европы в дискриминации по этническому признаку
  • Доехать до работы
    Традиционная тактика российского безработного не предполагает поиска вакансий далеко от дома
  • К 2025 году население России сократится еще на 11 млн человек - ООН
    Предрекает ООН в докладе «Россия перед лицом демографических вызовов». По числу жителей страна переместится с 9-го на 14-е место в мире, ее опередят Эфиопия, Египет, Конго (Заир), Филиппины и Мексика.

Подписка на новости сайта