Изменения в организации работы с иностранцами. Каких работников станет проще трудоустраивать

• Каким иностранцам будут выдаваться деловые визы на 5 лет
• Несет ли работодатель ответственность за непредоставление гарантий приглашенным иностранцам
• Кто из иностранцев обязан пройти дактилоскопическую регистрацию

Трудовые спорыСтатья опубликована в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала «Трудовые споры»

В настоящее время миграционное законодательство России является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права. Государство постоянно стремится совершенствовать миграционные механизмы, которые способствовали бы привлечению высококвалифицированных кадров из-за рубежа и не тормозили приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Одним из таких положительных нововведений стала, например, возможность получения деловой визы сроком на 5 лет вместо 1 года, как было ранее. В то же время законодатели продолжают разрабатывать эффективные правовые инструменты для предотвращения незаконной миграции и защиты российского рынка труда, в том числе, с использованием мер по усилению ответственности участников миграционных правоотношений. Анализ последних изменений миграционного законодательства показал, что большинство новелл нацелено как раз на ответственность за нарушение миграционных правил. Избежать внушительных штрафов со стороны ФМС России возможно, если скорректировать организацию работы с иностранцами с учетом последних изменений, вступивших в силу в 2013 году. В данной статье рассмотрены некоторые из вступивших в силу изменений.

Сотрудники крупных иностранных компаний вправе рассчитывать на 5-летние визы

Изменениями, внесенными федеральным законом от 30.12.2012 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда в Российскую Федерацию и въезда в Российскую Федерацию"» предусматрена возможность получения обыкновенной деловой визы сроком на 5 лет (вместо 1 года) для представителей и работников крупных иностранных компаний, которые осуществляют инвестиции на территории России, а также компаний, участвующих в реализации проектов по созданию инновационного центра «Сколково» либо международного финансового центра в России. Однако для реализации данного прогрессивного нововведения необходимо принять дополнительные подзаконные акты. Во-первых, Правительство РФ должно уполномочить федеральный орган исполнительной власти, который сможет обращаться за указанными визами непосредственно в российские дипломатические представительства и консульские загранучреждения Российской Федерации. Во-вторых, должны быть установлены критерии для инвесторов, от выполнения которых будет зависеть возможность обращения за указанной визой.

Электронный документооборот упростит оформление на работу высококвалифицированных специалистов

Еще одна положительная по своей сути идея, направленная на развитие законодательства о высококвалифицированных специалистах (далее – ВКС), частично реализована в обсуждаемых новеллах. Федеральный закон от 30.12.2012 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» предусмотрел возможность подачи документов для получения разрешения на работу и приглашения для оформления рабочей визы для ВКС в электронной форме. Аналогичная возможность предусмотрена также и для представления уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы ВКС, уведомлений о случаях расторжения трудовых договоров с ВКС, а также уведомлений о предоставлении ВКС неоплачиваемого отпуска на срок, превышающий 1 месяц. Все необходимые документы можно будет направлять в органы ФМС России через Интернет. При этом в законе говорится о том, что для подачи документов можно использовать единый портал государственных и муниципальных услуг.

Несмотря на положительную идею данной нормы – упростить процедуру подачи и облегчить взаимодействие с ФМС России–данная новелла содержит, по нашему мнению, некоторые недостатки. Во-первых, устанавливая возможность подачи документов в электронном виде, закон не освобождает работодателей от обязанности направить соответствующие документы в ФМС России на бумажных носителях. Помимо этого, реализовать такую возможность на практике можно будет только после принятия ФМС России нескольких подзаконных актов, регламентирующих, в том числе, порядок оформления и выдачи ВКС разрешения на работу в случае, когда работодатель направил необходимые документы в электронной форме. Также не исключено, что в течение некоторого периода времени документы в электронной форме можно будет направить, только используя единый портал государственных и муниципальных услуг.

Также вступил в силу приказ ФМС России от 15.01.2013 № 4 «Об утверждении Перечня уполномоченных территориальных органов ФМС России», в соответствии с которым отдельные территориальные миграционные органы уполномочены теперь рассматривать документы и оформлять по ходатайству работодателей или заказчиков работ (услуг) разрешительные документы для ВКС. Помимо указанных полномочий такие органы имеют право продлевать срок действия разрешений, принимать уведомления о выплате ВКС заработной платы, о случаях расторжения трудовых договоров с ВКС, предоставления им неоплачиваемого отпуска на срок, превышающий 1 календарный месяц.

Ответственность приглашающей стороны за непредоставление гарантий иностранцу стала реальной

Федеральным законом от 30.12.2012 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях» в миграционное законодательство наконец-то введено определение понятия «приглашающая сторона». Согласно этому определению приглашающая сторона – это любой субъект, по ходатайству которого иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию, если этот иностранец или лицо без гражданства въехали в Россию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению. Приглашающая сторона обязана принимать меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранца (лица без гражданства) в период его пребывания в России. Непринятие указанных мер является административным правонарушением и наказывается административным штрафом. При оформлении документов иностранного гражданина для его въезда в Россию, приглашающая сторона несет ответственность за предоставление сведений о цели въезда (пребывания) в стране такого иностранного гражданина. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложной информации о цели въезда иностранного гражданина является административным нарушением (например, при оформлении туристической визы вместо деловой).

Административный штраф за каждое из указанных нарушений составляет:
• для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
• для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Наравне с указанными штрафами сохраняется и санкция в виде возможного запрета на въезд в Россию для иностранных граждан, предоставивших заведомо ложные сведения о цели своего въезда.

До введения указанных норм определение приглашающей стороны вытекало из положений постановления Правительства РФ от 24.03.2003 № 167. Этим же постановлением за приглашающей стороной была закреплена обязанность предоставлять перечисленные выше гарантии. Что касается ответственности за предоставление информации о цели въезда, то такая ответственность была предусмотрена и ранее, как в отношении иностранных граждан, так и в отношении организаций и их должностных лиц (ст. ст. 18.8, 18.9 КоАП РФ). Однако формулировки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность организаций, были не четкими и допускали различное толкование. При отсутствии соответствующих норм в законе на практике было сложно привлечь к ответственности тех лиц, которые не исполняли должным образом предусмотренные законом обязанности в отношении иностранных граждан. Помимо этого, такое положение способствовало развитию злоупотреблений в данной сфере.

Хотелось бы отметить, что на практике нарушение цели въезда (то есть несоответствие заявленной цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) деятельности или роду занятий) является одним из самых распространенных нарушений в сфере миграционного законодательства. Довольно часто можно встретить ситуации, когда иностранные бизнесмены приезжают в Российскую Федерацию для участия в деловых переговорах, семинарах и т. д. на основании туристических виз. Также весьма распространены случаи, когда иностранные граждане приезжают в Россию на основании деловой визы и при этом полноценно трудятся в офисах или на промышленных площадках своих деловых партнеров. Хотя в данном случае им необходима рабочая виза, а помимо нее – разрешение на работу. Очевидно, что в описанных ситуациях сами иностранные граждане чаще всего руководствуются необходимостью выполнения принятых на себя коммерческих обязательств и соображениями экономии времени. А по вопросам оформления въездных документов добросовестно полагаются на своих партнеров в России, которые, по их мнению, должны позаботиться о выполнении миграционных требований, приглашая иностранного гражданина и принимая на себя обязанность оказать визовую поддержку. Поэтому вполне логичной представляется позиция законодателя, направленная на усиление ответственности именно приглашающей стороны.

Введена в действие дактилоскопическая регистрация иностранцев, которым выдается разрешение на работу или патент

Приказом ФМС России от 06.11.2012 № 357 регламентирован порядок проведения дактилоскопирования и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обратились за получением разрешения на работу или патента. Ранее требование о дактилоскопической регистрации применялось только в отношении иностранных граждан, которые обратились за получением разрешения на временное проживание в России. В 2010 году данное требование было распространено на иностранных граждан, получивших разрешение на работу и прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы. Практическая реализация этого требования была отложена до 1 января 2013 года, поскольку миграционным органам было необходимо подготовить соответствующую техническую базу. Данное требование не распространяется на иностранных граждан, являющихся ВКС.

Оценка рисков позволит избежать неоправданных трат в связи с привлечением иностранцев

Новые требования направлены, с одной стороны, на более четкое регламентирование правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, а также на упрощение процедур оформления миграционных разрешительных документов. С другой стороны, усилена ответственность работодателей за нарушение миграционных правил, в частности, в случаях несоблюдения обязанностей приглашающей стороны (по предоставлению приглашаемым иностранным гражданам гарантий медицинского, жилищного, финансового обеспечения, предоставлению достоверной информации о цели въезда иностранного гражданина). В связи с расширением оснований для привлечения к административной ответственности за нарушение миграционных правил, значительным увеличением штрафов и, соответственно, финансовых рисков компаний, рекомендуем оценить текущее состояние документации, связанной с оформлением трудовой деятельности иностранных работников. В некоторых случаях привлечение иностранных работников может оказаться для организации нецелесообразным, поскольку расходы, связанные с выполнением требований миграционного законодательства, могут оказаться чрезмерными. http://e.tspor.ru/article.aspx?aid=307739

Заинтересовала тема? Еще больше информации в электронном журнале «Трудовые споры»

17 июня 2013
Автор: Виктория Федоровна Кушнер - юрист практики трудового и миграционного права ООО «Пепеляев групп», Юлия Васильевна Бороздна - руководитель практики трудового и миграционного права ООО «Пепеляев групп» / Трудовые споры | Март 2013


Читать также

  • Прием на работу высококвалифицированного специалиста-иностранца
    С 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Одним из основных нововведений является установление понятия "высококвалифицированный специалист" (далее - ВКС). Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ им является иностранный гражданин как из безвизовой, так и визовой страны, имеющий опыт работы, навыки, достижения в определенной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере 2 млн руб. и более.
  • Нештатная ситуация: компания принимает на работу иностранца
    Как выйти из положения: Важно четко определить, на каких основаниях иностранец находится в России — является он временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим. Кроме того, важен режим пребывания — визовый или безвизовый. …

Статьи этого раздела

  • Иностранные работники в 2015 году
    Трудовые отношения с иностранными работниками в 2015 году регулируются главой 50.1 Трудового кодекса. В ней закреплены особенности заключения трудового договора с иностранным работником, его временного перевода или отстранения от работы, а также наличие у него действующего на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования.
  • Иностранные работники. Принимать на работу иностранцев имеет смысл только в следующих случаях
    Принимать на работу иностранцев имеет смысл только в трех случаях: - если это уникальный высококвалифицированный специалист и найти замену в России крайне проблематично; - если наличие иностранного специалиста в штате требуется для подтверждения статуса компании…
  • Оформляем трудовые отношения с иностранцем
    При приеме иностранца на работу с ним обязательно нужно заключить российский срочный трудовой договор. В некоторых случаях важно предусмотреть разъездной характер работы. Кроме того, необходимо вовремя уведомлять государственные службы о приеме или увольнении иностранца. …
  • Особенности приема на работу иностранцев
    Оформление на работу иностранца зависит от того. в каком режиме он въехал в Россию. Это условие определяет, необходимо ли работодателю сообщать об иностранце в ФМС и получать разрешение на его работу. Для высококвалифицированных специалистов установлены…
  • Последние изменения в миграционном законодательстве. За какие нарушения увеличится ответственность
    Трудоустраивая иностранцев, компания возлагает на себя обязанности по исполнению норм не только трудового, но и миграционного законодательства. Порядок привлечения иностранных работников требует от работодателя соблюдения большого числа формальностей, в частности по уведомлению государственных органов в строго отведенные сроки. Неисполнение подобных требований чревато серьезными штрафами для компании. В настоящее время наблюдаются тенденции увеличения количества привлечений к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а также ужесточение контроля за его соблюдением. Знание последних новел касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.
  • Командировки временно пребывающих иностранцев
    Можно ли направить временно пребывающего иностранного работника в командировку в другой регион России, в котором у него нет разрешения на работу? Можно ли поручать ему работу, которая носит разъездной характер? Если да, то на какой срок можно отправить его в командировку или служебную поездку и какие документы при этом следует оформлять? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
  • Миграционный учет временно пребывающих иностранцев
    На работодателя возложена обязанность осуществлять постановку на миграционный учет иностранных работников. Как именно и в какие сроки он должен это сделать в отношении временно пребывающих иностранных сотрудников, читайте в статье.
  • Прием на работу высококвалифицированного специалиста-иностранца
    С 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Одним из основных нововведений является установление понятия "высококвалифицированный специалист" (далее - ВКС). Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ им является иностранный гражданин как из безвизовой, так и визовой страны, имеющий опыт работы, навыки, достижения в определенной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере 2 млн руб. и более.
  • Принимаем на работу иностранца
    Многие российские компании уже используют либо намерены в скором времени использовать труд мигрантов. Существуют ли какие-то особенности приема на работу иностранных сотрудников, о чем работодателю следует побеспокоиться заранее, какие документы он должен потребовать от иностранного соискателя на вакантную должность, а какие ему придется оформить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
  • Иностранных специалистов на работу приглашаем по новому
    Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, вступающим в силу с 01.07.2010 (за исключением отдельных положений), внесены существенные изменения в Закон об иностранцах <1>. Поправки коснулись в том числе осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами. Поскольку данное понятие является абсолютно новым, разберемся, каких иностранных граждан можно считать такими специалистами, в каком порядке осуществляется сбор разрешительных документов на них и подлежат налогообложению доходы, полученные данными гражданами на территории РФ
  • Нештатная ситуация: компания принимает на работу иностранца
    Как выйти из положения: Важно четко определить, на каких основаниях иностранец находится в России — является он временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим. Кроме того, важен режим пребывания — визовый или безвизовый. …
  • Иностранные работники: обязанности работодателей по уведомлению госорганов
    Согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. На практике у работодателей возникает множество вопросов по основаниям, процедуре и срокам такого уведомления, что связано с большим количеством правовых норм, регламентирующих данные обязанности, и с тем, что представление информации в госорганы зависит от многих факторов: статуса привлекаемых иностранных работников, режима их пребывания в Российской Федерации, наличия у работодателя определенных документов...
  • Ловушка для расиста
    Социологические эксперименты помогли уличить компании Европы в дискриминации по этническому признаку
  • Доехать до работы
    Традиционная тактика российского безработного не предполагает поиска вакансий далеко от дома
  • К 2025 году население России сократится еще на 11 млн человек - ООН
    Предрекает ООН в докладе «Россия перед лицом демографических вызовов». По числу жителей страна переместится с 9-го на 14-е место в мире, ее опередят Эфиопия, Египет, Конго (Заир), Филиппины и Мексика.

Подписка на новости сайта

Мероприятия:



Реклама Реклама Реклама