Кейс-метод как одна из методик оценки персонала

Оценка персонала с применением кейс-методики становится все более популярной в российских компаниях. Кадровики постепенно переходят от опросников отбора к экспресс-оценке с использованием проективных методик. Я для себя давно сделал вывод о том, что проективные методики при отборе персонала обладают рядом преимуществ.

Поиск секретаря во многих компаниях является перманентным процессом. В основном ищут "толковых", "доброжелательных", привлекательных девушек. Оценить толковость и доброжелательность кандидатов является задачей HR-специалиста. Работа секретаря, безусловно, связана с выполнением ряда вполне конкретных операций (прием звонков, факсов, заказ билетов и т.д.). Эти процедуры секретарь должна знать и соблюдать. Тем не менее возникает вопрос: насколько профессионально секретарь подходит к выполнению своих обязанностей, чем измерить ее компетентность?

Предлагаю рассмотреть разные варианты оценки:

1. Первый вариант.

Можно было бы задать несколько формальных открытых и закрытых вопросов типа "чем занимались на прежнем месте работы" или "отправляли ли факсы, заказывали билеты". Далее можно было бы поверить на слово, руководствуясь полученными ответами, и при наличии у кандидата открытой обаятельной улыбки и блеска в глазах принять "новенькую девушку" в свой коллектив.

2. Второй вариант.

После изучения трудовой биографии кандидата, заполнения им анкеты от 2 до 4 листов и утомительного собеседования с массой уточняющих вопросов предложить кандидату ряд тестов. При этом кто-то будет использовать классические тесты, а кто-то свои разработки. В любом случае тестирование, как правило, продолжается от 30 минут до 1 часа. Результаты тестирования, безусловно, могут дать определенный объем информации о человеке в целом. Но, во-первых, возникает вопрос: насколько они будут достоверными, возможно ли на них полагаться хотя бы с вероятностью 80%? Второй вопрос заключается в том, что конкретно мы оценивали с помощью тестов: личность человека, его темперамент или восприятие сотрудником своей профессиональной роли, модель его поведения. Сможем ли мы после получения результатов тестирования утверждать, что данный секретарь будет встречать посетителя/гостя только с улыбкой на лице?

Да, с помощью тестов возможно измерить коммуникабельность; структурированность мышления и другие способности кандидата, но не факт, что он их будет использовать в работе. Из теории Эрика Берна мы знаем о том, что люди могут, а иногда и "должны" играть в своей жизни разные роли. У оцениваемой на должность секретаря девушки могут быть высокие значения по шкале А (открытость) по тесту Р.Б. Кеттела, но на рабочем месте секретарь демонстрирует замкнутость. И друзей у нее якобы много, и человек она интересный, есть о чем с ней поговорить. А на рабочем месте она зажата: натянутая улыбка на лице, красные от волнения пятна на щеках и шее, дрожащие руки, когда несет поднос с чаем директору. И вроде атмосфера в компании здоровая - никто не грубит, не хамит девушке. И "терапевтические беседы" с ней проводятся регулярно - не помогает. Но это совершенно другая история и тема для обсуждения.

3. Третий вариант заключается в "проигрывании" с кандидатом реальных рабочих или смоделированных ситуаций (кейсов). Как и в работе с тестами, так и в применении бизнес-кейсов во многом результат оценки зависит от профессионализма оценщика. Используя этот метод, я лишь хочу рассказать о своей практике, никому его не навязывая. Собеседование, которое я провожу, длится 40 - 60 минут. Работа с кейсом занимает 1/3 от указанного времени. Приведу пример работы с кейсом опять-таки на секретарях.

Итак, кандидату предлагается ситуация.
Вы секретарь в офисе крупного торгово-промышленного холдинга. Из бюро пропусков (проходной) к вам поступил звонок от посетителя, который хотел бы пройти в ваш офис.
Ваша задача - отреагировать на данный звонок.

Оцениваемый описывает свое поведение в данной ситуации. Как представится гостю? Как поздоровается? Пропустит в офис сразу или проконсультируется у исполнительного директора? На массу вопросов, которые можно было бы задать, кандидат отвечает, "вживаясь" в предложенную роль. При этом кандидат демонстрирует и реальные компетенции. Это и навыки коммуникации и этики делового общения, и соблюдение процедуры согласований и др.

Следующая ситуация: гость заходит в офис, какими будут действия секретаря?
Ситуация прогнозируемая, но все-таки требует перенастройки, гибкости абстрактного мышления, что также важно для секретаря.
Как правило, кандидаты очень сосредоточены на соблюдении определенных процедур, например "встреча посетителя", и поэтому часто не контролируют свою мимику, оговорки, паузы, нервный смех, жестикуляцию, интонацию и тембр голоса, позу и др. Есть, конечно, люди, которые умело скрывают свои невербальные реакции и стараются себя контролировать, это также является диагностическим признаком для оценщика. Когда человек блокирует сам себя на собеседовании, создается впечатление, что он оберегает свой внутренний мир от любых вторжений. В работе с людьми, как, например, у секретаря, данная позиция недопустима. Если на работе человек постоянно блокирует себя от окружающих, его поведение может быть неестественным, а впоследствии и агрессивным. Никто из сотрудников или гостей не хотел бы, я думаю, встречаться с секретарем, который общается с помощью сухих и заученных фраз.

Масса получаемой в ходе работы с бизнес-кейсом информации о кандидате, безусловно, должна правильно анализироваться и интерпретироваться. Иногда кандидаты, например, сангвинистического темперамента, "заигрываясь" в кейс, отделяют его от реальности. В данном случае эйчару важно отметить для себя, в какой момент это произошло в ходе кейса. Защитная ли это реакция или типичная модель поведения на рабочем месте. Заданный кейс - все-таки достаточно конкретная модель, и если кандидат не способен мыслить в заданных рамках конкретными категориями, это опять-таки показательно.

На этапе анализа реакции кандидата на смоделированную ситуацию важно понять, "увидеть" ту модель поведения, тот образ мышления, который уже сформирован в сознании оцениваемого специалиста.

Эйчар - это сотрудник, который, как правило, должен тонко воспринимать принципы корпоративной культуры в компании. И именно эйчар как эксперт, постоянно участвующий в поддержании, формировании данной культуры, способен заметить в поведении кандидата несоответствия, неадекватность тому укладу, тем идеалам, традициям, которые складывались в организации годами.

Если, допустим, мы предложим кандидату в секретари ситуацию с гостем, который принес подарок генеральному директору (некий красиво упакованный предмет прямоугольной формы), то сразу сможем определить по реакции кандидата, готов ли он к нестандартной ситуации. Попросит ли кандидат достать и показать подарок, передаст подарок не разворачивая, передаст через охранника, откажет в передаче подарка - это далеко не все поведенческие модели, которые мне приходилось услышать от кандидата. И все эти действия выдают в кандидатах типичные для них реакции. Кто-то закрывается, отказываясь от диалога с гостем, кто-то, наоборот, излишне доброжелателен, кто-то считает самым приемлемым отшутиться в данной ситуации.

Эйчар или человек, проводящий оценку, точно должен знать при этом, как он хотел бы, чтобы повел себя кандидат в заданных условиях. Должен ясно представлять, наличие и выраженность каких качеств является критическим. Если девушка, пришедшая к нам на собеседование, четко описала процедуру встречи гостя (упомянув все правила делового этикета), то мы можем дать отрицательную характеристику при оценке таких действий. "Почему вы мне отказали?" - спрашивают иногда недоумевающие кандидаты. Ответ может быть очень простым: потому что при работе с кейсом человек ни разу не улыбнулся. Такие качества, как гостеприимство, приветливость, вежливость, хозяйственность, сложно развить в течение трех месяцев или года. Эти качества воспитываются годами, с детства. И организации гораздо легче и быстрее научить девушку соблюдению необходимой процедуры, чем заставлять ее улыбаться или говорить "спасибо" и "пожалуйста".

Таким образом, кейс-метод позволяет нам оценить не только наличие и выраженность демонстрируемых кандидатом навыков, но и предоставляет возможность измерить его личные качества.

Сопоставляя наше представление с представлением соискателя, можно понять, насколько они идентичны. В результате анализа предлагаемого кандидатом решения кейса мы можем понять и те области, аспекты несоответствия восприятий, которые необходимо развивать, чему нужно учить нового сотрудника.

Дополнительным плюсом в пользу кейс-метода является то, что за время его использования я еще ни разу не получал отказа от участия в нем кандидатов. По сути, предлагая "поиграть", я устанавливаю более доверительный контакт с кандидатом. В отличие от объемных анкет и тестов, которые только утомляют и нервируют кандидата, бизнес-кейс является их прямой противоположностью. На мой взгляд, требуя от кандидатов открытости и лояльности к компании, не стоит при первой же встрече с ними ставить бюрократические барьеры в виде бланков и анкетных форм.
В нынешних условиях подбор персонала поднялся на новый уровень, уровень поиска "талантов". Квалифицированные сотрудники и во время кризиса знают себе цену и могут выбирать между компаниями. Ощущая внимательное и доверительное отношение к своей кандидатуре на первом собеседовании, у кандидата уже будет формироваться позитивный настрой к вашей компании. И сделать данную встречу максимально доброжелательной и эффективной поможет методика проективного интервью - кейс-метод.
15 июля 2011
Автор: И.Шутов / "Управление персоналом", 2011, N 9


Читать также

  • Тест для бухгалтера по расчету заработной платы
    Кейс: Когда компания должна оплатить больничный уволившемуся сотруднику? Далее следуют уточняющие вопросы, которые соискатель должен задать, и правильные ответы на них: Вопрос: Больничный лист открыт в течение 30 календарных дней с…
  • Кейсы для секретарей
    Оценка грамотности Предложите кандидату, проходящему интервью на позицию секретаря, заполнить любой из интерактивных диктантов, представленных на сайте gramota.ru. Следует зайти по ссылке на сайт http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/, выбрать текст, заполнить пустые клетки, выбрав один…

Статьи этого раздела

  • Методика психотипирования личности, как инструмент для HR-специалистов и кадровых служб
    Повышение эффективности работы HR-подразделения или кадровой службы – вопрос, над которым  руководитель практически любой крупной или средней компании задумывается в течение рабочей недели не единожды.  Современная HR-служба (Human Resources) функционирует в режиме многозадачности. Ее сотрудники…
  • Как своими руками сделать работающие кейсы: пошаговая инструкция
    «Кейсы» (от англ. case study – анализ конкретного случая)  – одна из методик оценки персонала для разных целей, от пригодности кандидатов для работы до резерва выдвижения на руководящие должности. Она изобретена в 1860 г. в Гарвардской…
  • Психогеометрия или какой формы ваш кандидат?
    Психологами разработано достаточно много типологий характера и личности, в частности – и применительно к оценке претендентов на VIP– должности. Какая из них лучше? Ответ прост: та, с которой вы умеете работать. Предлагаю вам освоить простую…
  • Тесты на внимание
    Тесты на внимание - характеристика тестов и образцы
  • Кейсы для секретарей
    Оценка грамотности Предложите кандидату, проходящему интервью на позицию секретаря, заполнить любой из интерактивных диктантов, представленных на сайте gramota.ru. Следует зайти по ссылке на сайт http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/, выбрать текст, заполнить пустые клетки, выбрав один…
  • Популярные методики оценки кандидатов
    На современном этапе развития экономики на первый план выходят человеческие ресурсы, опережая по своей важности финансовые, материальные, технологические и информационные. Для эффективного использования человеческого потенциала организации необходимо правильно оценивать кандидатов при подборе. Существует множество методов…
  • Проверяем клиентоориентированность кандидата на позицию менеджера по продажам
    1. Когда вы работали в компании N, каким образом вы определяли, был ли ваш внешний/внутренний клиент доволен вашей работой? Приведите конкретный пример. 2. Иногда мы жалеем, что повели себя с клиентом так,…
  • Кейс для кандидата на позицию юриста (договорная работа)
    Задание 1. Предоставьте юристу для оценки стандартный договор подряда, убрав оттуда все упоминания о сроках. Ключ: без четкого указания сроков исполнения работ договор считается незаключенным. Задание 2. Представьте, что…
  • Кейсы для логистика
    Кейс 1: Профиль вашей компании - квартирные, офисные и дачные переезды, предоставление грузчиков и такелажников. Хотелось бы завязать контакты с поставщиками из других регионов. 1. Как увеличить количество заказов? 2. Как надо искать…
  • Тест для бухгалтера по расчету заработной платы
    Кейс: Когда компания должна оплатить больничный уволившемуся сотруднику? Далее следуют уточняющие вопросы, которые соискатель должен задать, и правильные ответы на них: Вопрос: Больничный лист открыт в течение 30 календарных дней с…
  • Тест на должность Аудитора
    Вопрос 1. Из приведенных ниже компонентов оборотных активов выберите наиболее ликвидный: а) дебиторская задолженность б) денежные средства в) производственные запасы Ликвидность - способность активов превращаться…
  • Оценка персонала: знакомство не вслепую
    Оценка персонала – не мода, а объективная необходимость при приеме на работу новых сотрудников, рассмотрении кандидатур на повышение, реорганизации предприятия, оптимизации структуры управления и выборе форм мотивации. Оценка персонала производилась всегда, но до недавнего времени для этого не существовало эффективных методик; приходилось полагаться лишь на субъективный опыт руководителя или кадровика. Но условия меняются, и принципы, незыблемо существовавшие многие годы, оказались малоэффективными, а бизнес, опирающийся на команду, построенную таким способом, неконкурентоспособным.

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги:



Реклама