Какие ВУЗы сегодня «в почете»

Для многих профессий на рынке труда не имеет принципиальной разницы, диплом какого вуза получил соискатель. Но от субъективного отношения работодателя не застрахован никто. Сейчас, в преддверии открытия нового сезона поступлений для абитуриентов, Bigness.ru попробовал разобраться каким ВУЗам отдают предпочтение работодатели при приеме на работу нового сотрудника.

Для многих профессий на рынке труда не имеет принципиальной разницы, диплом какого вуза получил соискатель. Более того, как говорит в интервью Bigness.ru, ведущий аналитик Исследовательского центра портала SuperJob.ru Валерия Чернецова , даже профиль образования (техническое или гуманитарное) порой тоже не является фактором отбора.

«Здесь главным критерием будет опыт и профессиональные навыки по специальности, которые кандидат получил на предыдущих местах работы. Такой подход в основном характерен для позиций менеджеров по работе с клиентами, менеджеров по продажам, по рекламе и пр., для офисного персонала и многих других. Требования к диплому соответствующего вуза в основном характерны для инженерного блока специальностей, а так же часто встречаются и для позиций в сфере юриспруденции», - говорит она.

Между тем, хотя у работодателя и нет негатива к «неправильным» вузам, зато существует определенный «позитив» к «правильным».

«Когда работодатель при описании вакансии заранее ограничивает круг поиска выпускниками, например, МФТИ, МИФИ, МИРЭА, то если в резюме ни один из этих вузов не указан, кандидата просто не рассматривают», - поясняет Bigness.ru коммерческий директор международного агентства по подбору персонала Kelly Services Юрий Ефросинин.

«Однако если вы претендуете на узкоспециальные позиции, скажем, в финансах или юриспруденции, работодатель наверняка не останется равнодушным, если у вас в резюме гордо значатся Финансовая Академия, МГУ, Плехановка, МГИМО или РУДН. Важное значение для карьеры в фармацевтической индустрии имеет диплом, например, 1-го или 2-го Медов, Академии имени Сеченова. Также как инженерно-технические специалисты наверняка могут не считать бесцельно прожитыми годы, проведенные в “Бауманке” (Московский государственный технический университет имени Баумана - прим. ред.) или “Губке” (Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина - прим. ред.)», - добавляет эксперт.

Что же определяет приоритетность вуза?

«Степень доверия со стороны компаний к ВУЗам зависит от многих факторов. Несомненно, важно, чтобы выпускники имели хорошую теоретическую базу, но очень ценен и практический опыт. К примеру, участвуя во временных проектах, как в иностранных, так и российских компаниях, студенты могут не только успешно совмещать работу с учебой, но и нарабатывать опыт, приобретать профессиональные навыки, столь необходимые в их дальнейшей карьере», - поясняет в интервью Bigness.ru консультант отдела подбора специалистов и менеджеров компании «АНКОР Банки, финансовые услуги» Леонид Коен.

Определенный же «негатив» к ВУЗу, по словам В. Чернецовой, может быть вызван так же целым комплексом причин.

«Например, это может быть “молодой” или малоизвестный ВУЗ, или имелся негативный опыт рабочего сотрудничества с выпускниками такого ВУЗа, который показал слабую образовательную базу, закладываемую своим выпускникам», - говорит эксперт. Она добавляет, что негативную роль могут также сыграть всевозможные рейтинги вузов, информация в прессе и многое другое – то есть все то, что доступно для изучения и самому абитуриенту.

Впрочем, абитуриенты и их родители уже ответили для себя на многие вопросы. На выставке «Образование и карьера - XXI век», прошедшей в марте 2009 года, команда Московского образовательного союза провела опрос абитуриентов и их родителей на предмет их понимания того, что такое «элитное образование» и какие ВУЗы они относят к группе «элитные». В опросе приняли участие 797 респондентов в возрасте от 14 до 51 года. Основную группу респондентов составили абитуриенты в возрасте от 14 до 22-х лет - 758 человек.

Как ни странно, но, даже не обращая внимания на кризис и связанное с ним охлаждение к экономическим вакансиям, да и просто затоваренность рынка такого рода специалистами, большинство опрошенных собираются поступать на специальность «экономика» (112 человек). Еще 61 человек на близкое по смыслу направление «менеджмент» и 44 человека на юриспруденцию. Удивительно, но факт, сколько не говорят о том, что и экономистам и юристам зачастую после окончания ВУЗа приходится переквалифицироваться, из почти 758 абитуриентов никто и ухом не ведет.

Между тем, на вопрос, «Какое образование вы считаете элитным», 427 человек ответили - то, после которого будет 100% трудоустройство после получения диплома. Таким образом, можно говорить, что основным признаком элитарности ВУЗа сами потребители образовательных услуг считают его востребованность и престижность на рынке труда, что в свою очередь гарантирует трудоустройство выпускникам.

Другой вопрос, с которым обратились к абитуриентам и их родителям, звучал следующим образом: «Какие из московских вузов Вы отнесли бы к элитным?». По результатам ответов был составлен рейтинг московских ВУЗов. При этом нужно отметить, что бесспорно лидирующую позицию занял, как и ожидалось, МГУ (его назвали 222 человека). При упоминании других учебных заведений такого единодушия не было. Даже второй по списку ВУЗ - МГИМО - назывался респондентами почти втрое реже (78 раз).

Получившийся в результате опроса рейтинг ВУЗов отражает сложившееся в обществе мнение: в сознании абитуриента есть МГУ и «все остальные вузы».
16 мая 2009
Автор: Екатерина Евстигнеева / Bigness.ru


Читать также

  • Современные технологии обучения сотрудников
    Управление персоналом — один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен — обычно это семинары и тренинги.
  • Вы — управляющий персоналом
    Учебников и пособий по теме управления персоналом, как переводных, так и «родных» (нередко скомпилированных из тех же переводных), в книжных магазинах вполне достаточно. А если вы уже успели где то поучиться нашему ремеслу, то наверняка и учебники читали…

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам
    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями,  массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…
  • Самый лучший способ обучения – это практика
    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…
  • Учебный отпуск
    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.
  • Внедрение ученичества на производственном предприятии
    Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.
  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования
    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…
  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров
    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».
  • Повышение квалификации сотрудников
    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.
  • Как написать диссертацию: общие правила работы
    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.
  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России
    В США и Европе степень МВА — обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.
  • Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность?
    Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность? Елена Агафонова,Генеральный директор SMG – Solution Management Group, Руководитель Центра Коучинга SMG 9 августа 2010 г. …
  • Как получить налоговый вычет на обучение
    В сложной экономической ситуации практически любому специалисту для повышения конкурентоспособности на рынке труда необходимо постоянно получать новую информацию, совершенствовать имеющиеся знания и навыки. Хорошее образование стоит недешево. Кроме того, в настоящее время платное обучение предлагают…
  • Работодатель оплачивает обучение работников
    Прошло полгода с тех пор, как вступили в силу новые правила налогообложения расходов на обучение работников. В статье мы расскажем, как оформить документы, которые требуются для их применения.
  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения
    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…
  • Лекарство от безделья
    Безработные любят учиться: в кризисы у бизнес-школ всего мира обычно нет недостатка в студентах. Российские школы — исключение
  • Современные технологии обучения сотрудников
    Управление персоналом — один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен — обычно это семинары и тренинги.
  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома
    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе — обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход — рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.
  • Диплом без профессии
    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков — переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Подписка на новости сайта