Диплом без профессии

Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков — переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Это результаты совместного исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Росстата — аналитики сопоставили дипломы 28 500 работающих россиян из всех регионов страны с их нынешними профессиями. Конечно, во всем мире распространены случаи, когда карьера человека развивается не так, как он предполагал в студенческие годы. Но систематическое несовпадение образования и профессии — редкость. В Швеции не по полученной в институте профессии работают всего 18% дипломированных специалистов, во Франции и США — около четверти.

Несоответствие ведет к серьезным потерям. С 2003 по 2008 г. бюджетные ассигнования на одного студента в год выросли с 8500 руб. почти до 30 000 руб. В 2008 г. отечественные государственные и муниципальные вузы выпустили свыше 1,1 млн студентов. Если допустить, что каждый из них учился пять лет, а в среднем на каждого тратилось 20 000 руб., получается, что на обучение половины этих выпускников было потрачено 55 млрд руб. Но потери экономики от несоответствия диплома требованиям специальности не исчерпываются госсредствами. Есть еще деньги и время, потраченные на переподготовку и обучение на рабочем месте.

Массовый вынужденный переход инженеров и педагогов в менеджеры и торговые представители происходит по многим причинам. Отчасти дело в общем снижении качества российского высшего образования, из-за чего вчерашние выпускники не отвечают запросам работодателей. Еще одна причина — несоответствие объемов выпуска требованиям рынка. Некоторые полагают, что положение можно исправить созданием центров, которые смогут прогнозировать запросы экономики к краткосрочной и среднесрочной перспективе. В частности, министр образования Андрей Фурсенко недавно заявил, что экономисты, юристы, педагоги — это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места, «это дорога в никуда».

Однако результаты исследования показывают, что проблема сложнее, чем видится чиновникам.

Даже в странах со сложившейся рыночной экономикой центры, занятые планированием рынка труда, не всегда дают точные прогнозы (ну кто мог спрогнозировать нынешний кризис и его последствия?). Лояльность диплому значительно варьируется в зависимости от профессии. По данным исследования, 59% выпускников инженерных вузов работают не по специальности, чаще изменяют полученной специальности лишь выпускники сельхозвузов (66%). Наоборот, медики (76%), компьютерщики (72%), математики (64%), юристы и специалисты по общественным наукам (по 62%) чаще сохраняют верность диплому. Дипломированные инженеры чаще, чем обладатели дипломов по экономике или праву, работают в профессиях, где высшее образование не нужно. Отчасти это развитие ситуации 1990-х гг., когда инженеры, получившие высшее образование в советский период, были вынуждены осваивать малоквалифицированный труд. Но даже среди молодежи 26-35 лет, учившейся в постсоветский период, картина оказывается похожей.

Проблема, по мнению директора Центра трудовых исследований ВШЭ Владимира Гимпельсона, в чрезмерной узкости многих инженерных и сельскохозяйственных специальностей, сохранившихся с советских времен, что лишает вчерашних студентов значительного набора компетенций. Наоборот, на первый взгляд маловостребованные гуманитарные специальности позволяют студентам овладеть более широким набором навыков, необходимых для той или иной работы. Необходимо расширить границы профессий и специальностей в системе профессионального образования и стимулировать непрерывное обучение и повышение квалификации работников на протяжении всей трудовой жизни.
25 февраля 2009
Автор: ВЕДОМОСТИ/25.02.2009


Читать также

  • Инструменты ликвидаций утечек времени
    Любой деловой человек скажет вам, что времени ему не хватает. Причина этого, как правило, не в обилии работы, а в том, что много времени утекает нерационально и совершенно незаметно. Основной способ все успевать — умело использовать имеющееся время, а для этого необходимо прекратить его расхищение.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам
    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями,  массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…
  • Самый лучший способ обучения – это практика
    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…
  • Учебный отпуск
    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.
  • Внедрение ученичества на производственном предприятии
    Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.
  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования
    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…
  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров
    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».
  • Повышение квалификации сотрудников
    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.
  • Как написать диссертацию: общие правила работы
    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.
  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России
    В США и Европе степень МВА — обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.
  • Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность?
    Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность? Елена Агафонова,Генеральный директор SMG – Solution Management Group, Руководитель Центра Коучинга SMG 9 августа 2010 г. …
  • Как получить налоговый вычет на обучение
    В сложной экономической ситуации практически любому специалисту для повышения конкурентоспособности на рынке труда необходимо постоянно получать новую информацию, совершенствовать имеющиеся знания и навыки. Хорошее образование стоит недешево. Кроме того, в настоящее время платное обучение предлагают…
  • Работодатель оплачивает обучение работников
    Прошло полгода с тех пор, как вступили в силу новые правила налогообложения расходов на обучение работников. В статье мы расскажем, как оформить документы, которые требуются для их применения.
  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения
    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…
  • Какие ВУЗы сегодня «в почете»
    Для многих профессий на рынке труда не имеет принципиальной разницы, диплом какого вуза получил соискатель. Но от субъективного отношения работодателя не застрахован никто.
  • Лекарство от безделья
    Безработные любят учиться: в кризисы у бизнес-школ всего мира обычно нет недостатка в студентах. Российские школы — исключение
  • Современные технологии обучения сотрудников
    Управление персоналом — один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен — обычно это семинары и тренинги.
  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома
    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе — обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход — рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

Подписка на новости сайта

Мероприятия:



Реклама Реклама Реклама