Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома

Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе — обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход — рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

Нужно только найти верный алгоритм образования, определиться с образовательными учреждениями, очередностью их окончания и режимом обучения. Иначе случится очередное горе от ума, а потраченные время и деньги не принесут удовлетворения ни вам, ни работодателям.

По данным исследования, проведенного полгода назад компанией Begin Group, большинство желающих получить второе образование рассматривают новые знания как катализатор карьерного роста и способ повысить свои доходы. Видимо, поэтому наибольшей популярностью пользуются специальности «менеджмент» (32%), «финансы и кредит» (21%), «бухучет, анализ и аудит» (19%) и «юриспруденция» (8%).

СНАЧАЛА БОЙ, ПОТОМ УЧЕНЬЕ

Хедхантеры предупреждают, что второй диплом не является гарантией успеха в состязании с другими претендентами на место, не говоря о повышенной зарплате. Руководитель департамента набора персонала кадровой компании Manpower Виктория Пятница считает, что порядка 90% работодателей в первую очередь требуют от кандидатов опыта работы, а уже потом интересуются дипломом. А о наличии второго высшего образования или МВА вообще спрашивают только 10%. Те, кого готовы брать даже без опыта, — как правило, выпускники технических вузов. «Дикий дефицит инженерных специальностей. Найти 40-летнего вменяемого инженера практически невозможно», — сетует генеральный директор компании «Базэл-цемент» Дмитрий Савенков. Сам он, впрочем, при наличии первого технического образования в 1998 г. получил второй диплом экономиста в Московском институте коммунального хозяйства и строительства, а сейчас зарабатывает степень MBA в Стокгольмской школе экономики.

Но даже если вам удалось устроиться на престижную работу, дополнительный диплом не гарантирует ускоренного продвижения по службе. Опрос, проведенный исследовательским центром портала Superjob.ru специально для SM, показал, что только у 38% респондентов карьерный рост ускорился после получения второго образования. Почему? Работодатели требуют применить новые знания на практике. А сделать это без опыта работы сложно. Потому и доказать обоснованность притязаний на повышенную зарплату удается далеко не всем. Старший консультант рекрутинговой компании «Консорт» Мария Костьева считает, что именно поэтому специалисты среднего управленческого звена стремятся получать второе высшее образование с определенной специализацией, а топ-менеджеры больше склоняются к программам MBA. Без соответствующего опыта даже степень бизнес-администрирования, полученная в западном университете, ничем не поможет кандидату на должность. «Мы совсем недавно столкнулись с ситуацией, когда девушка, получавшая $2500 в месяц, вернулась в Россию после обучения в Европе и подняла свои зарплатные ожидания до $5000, мотивируя это приобретенными знаниями, готовностью их отдать на благо компании и необходимостью возвращать кредит, взятый на получение MBA», — привела пример Костьева. По ее словам, компания даже не стала приглашать девушку на интервью.

ПРАКТИКА ПЛЮС ОБУЧЕНИЕ

Дмитрий Скотников, консультант компании Pynes & Moerner, предоставляющей услуги по поиску и подбору руководителей высшего звена, убежден, что успешный практический опыт работы заслуженно оценивается выше дополнительного диплома. «Само по себе второе образование не повышает стоимость человека. А если он окончил один вуз и сразу пошел учиться дальше, это даже настораживает. Получается, что человек учится ради учебы, а не для того, чтобы применять какие-то знания в жизни», — говорит он. С другой стороны, хедхантеры признают, что по ряду профессий специалистам необходимо постоянно пополнять теоретическую базу. Скотников считает, что в первую очередь это относится к юристам и финансистам.

Топ-менеджеры со вторым образованием никогда не жалеют о времени или деньгах, потраченных на его получение. Во всяком случае, найти таких не удалось. Управляющий УК «Райффайзен Капитал» Владимир Соловьев уверен, что все качественные изменения в его карьере так или иначе были связаны с получением нового образования. После получения диплома МИРЭА в 1995 г. он сдал экзамен на получение квалификационного аттестата Минфина РФ (аналог нынешнего аттестата ФСФР), а второе высшее образование получил в Высшей школе экономики в 1997 г., уже работая на рынке ценных бумаг. В 2000 г. Соловьев решил продолжить обучение по программе CFA (Chartered Financial Analyst — глобальный стандарт для профессионалов в области инвестирования). «Уровень нагрузки порой зашкаливал. Зато вскоре после получения сертификата CFA я сменил амплуа трейдера на должность управляющего активами в крупном международном холдинге», — говорит Соловьев.

Член правления и директор по корпоративным проектам Nestle Russia Сергей Грачев говорит, что просто любит учиться и не считает себя карьеристом: «Дополнительное образование помогает человеку развиваться и идти дальше, хотя само по себе не гарантирует успеха». Тем не менее с 2002 г. его зарплата выросла почти в 3 раза. За это время он прошел курс обучения по программе МВА в Международном институте менеджмента ЛИНК, стал членом правления Nestle Russia и «приблизил свои познания к российским условиям» в ВШЭ, получив степень Executive MBA по специальности «менеджмент». За последний курс он заплатил $14 500. «MBA не является гарантией карьерного роста. Сложно сказать, как быстро окупаются вложения. Просто любое хорошее образование ставит все на свои места, расширяет сознание. Человек лучше понимает, что ему нужно, и стремится реализовать полученные знания», — говорит теперь Грачев. При этом он сам не станет платить более высокую зарплату обладателю диплома MBA или второго высшего образования за работу, которую можно выполнить и с одним дипломом.

А Михаил Мазаев, генеральный директор «Дом.ру-Столица», подразделения риелторской компании «Домострой», и не рассчитывал на какие-то радикальные изменения, отправляясь в 1999 г. в Школу международного бизнеса при Академии народного хозяйства при Президенте России. «Мы были одними из первых студентов МВА, когда такие программы только появились в России, — рассказывает менеджер. — Но я и не думал, что за учебу мне прибавят зарплату. Первое образование у меня техническое — Московский институт железнодорожного транспорта, и я тогда уже работал вице-президентом “Домостроя”, в котором начинал риелтором. Просто мне нравилось общаться с другими студентами: люди из бизнеса, новые контакты, новые партнеры».

ВЕРХИ НЕ ХОТЯТ

Для получения дополнительного образования часто приходится идти на компромисс с работодателем, а иногда даже соглашаться на понижение зарплаты. А те компании, которые готовы поддержать сотрудников в их стремлении к совершенствованию (в том числе путем частичной или полной оплаты образования), предпочитают подстраховаться. Виктория Пятница говорит, что обычно условием такого финансирования является согласие работника не увольняться в течение какого-то периода, при том что зарплата во время моратория может не увеличиваться или увеличиваться незначительно. Стандартный срок обязательной отработки — три года. Директор департамента корпоративного финансирования ИФК «Метрополь» Екатерина Аханова рассказывает, что закончила Институт культуры (сейчас — МГУКИ) по специальности «экономика и управление на предприятии социально-культурной сферы» в 1999 г. Но уже с 1997 г. она совмещала учебу с работой в инвесткомпании ЕСН. «Потом, в 2000 г., на работе начался спокойный период, и я решила, что корочка престижного вуза лишней не будет», — говорит Екатерина. Обучение в магистратуре Финансовой академии при Правительстве РФ Аханова оплачивала пополам со своим работодателем. В итоге в ЕСН она отработала шесть лет, несмотря на растущий спрос на ее специальность и поступающие предложения.

Невзирая на такие издержки, сценарий получения второго образования без отрыва от производства специалисты считают оптимальным для дальнейшего карьерного роста. Обучающиеся разделяют эту точку зрения — одновременно учатся и работают более 80% из них. Но положительных примеров принесения работы в жертву учебе тоже немало. В первую очередь это относится к зарубежному образованию, дополнительный плюс которого — возможность в перспективе устроиться в крупную международную компанию. «Есть некий предел, особенно в зарубежных компаниях, куда без определенного диплома не устроиться. Речь главным образом идет о позициях, близких к топовым», — отмечает исполнительный директор компании MBA Consult Виктория Пралич. Правда, в России степень MBA может не помочь: официальные государственные органы не признают такое образование в качестве профильного высшего. Если вы нацелились на то, чтобы в перспективе стать членом правления или президентом банка, то получать диплом юриста или экономиста придется независимо от наличия бизнес-образования. В противном случае ваша кандидатура не будет утверждена Банком России.

Получение MBA в западной бизнес-школе стоит в среднем $40 000 в год без учета затрат на проживание. Как говорит Пралич, средний период окупаемости — 4-5 лет. «Рассчитывать на рост зарплат в 15-20% после получения степени в бизнес-школе, конечно же, можно и нужно. Но больше шансов получить прибавку у тех, кто получает Executive MBA или учится, не отрываясь надолго от бизнеса — например, уезжая три раза в год на двухнедельные сессии в Европу», — советует Мария Костьева.

Но преимущества МВА с тех пор, как эта степень стала доступна российским студентам, сильно померкли. Михаил Жеребцов, заместитель генерального директора по развититю ОАО «Росжелдорпроект», в 1992 г. учился на экономфаке МГУ, когда его как отличника отобрали для получения МВА во Франции. «Конечно, я рассчитывал, что, вернувшись, буду претендовать на большую зарплату и карьерный рост, и на стартовом этапе степень МВА помогла мне устроиться, — рассказывает Жеребцов. — В 1993 г. я приехал из Франции, меня тут же взяли во французскую компанию “Корвард Новотель”, которая открывала гостиницу в Шереметьево-2. Они, когда узнали, что я учился в западной бизнес-школе, сразу предложили. Брали вне всякой конкуренции. Потом работал в Deloitte & Touche. А вот после международной практики, когда захотелось занимать все-таки топовые позиции в российских компаниях, МВА уже не играла вообще никакой роли — последние лет десять».

В международных компаниях МВА все еще ценят, но там и бурная карьера — исключение. Во-первых, в качестве кандидатов на повышение рассматриваются сотрудники не только из подразделения, о котором идет речь, и не только россияне, если дело происходит в российском филиале, но и граждане всех стран СНГ. Во-вторых, рассказывает Жеребцов, процессы жестко регламентированы, шансов стать звездой немного. Да и вознаграждение не слишком шикарное, говорит он: «Если устраиваешься в Европе, сразу после бизнес-школы будешь получать ?2500-3000. К 35 годам — ?4000, а к пенсии — ?5000-6000. Вот и весь рост. Никто не позволит в той же Франции русскому человеку стать гендиректором парижского банка. Да, ты можешь даже получить назначение директором по Восточной Европе. Но самым главным не станешь никогда. Вся жизнь понятна и расписана». Да и в России, где подразделения международных компаний тоже обращают внимание на наличие МВА, не разгуляешься. «Например, Auchan платит, исходя из национальной зарплаты, — говорит Жеребцов. — К примеру, по Москве средняя зарплата составляет 28 000. Ну вот и будет стартовая позиция — полторы средних зарплаты по региону. Это все, на что готовы пойти французы. Да, это чуть выше среднего, но в принципе для MBA недостаточно. Даже не окупишь затраты на обучение».

Российская MBA окупается быстрее из-за сравнительно низкой стоимости обучения. Так, начальник департамента внутреннего аудита «Газпром нефти» Станислав Ильичев, получающий сейчас степень бизнес-администрирования в Академии народного хозяйства, рассчитывает вернуть затраты за 2-3 года. Но и это не рекорд скорости. Ирина Кирсанова в 2002 г. получила свой второй диплом в Московской академии предпринимательства по специальности «маркетинг и реклама». После учебы она сразу же нашла новую работу маркетолога-аналитика с бонусом 35% к предыдущей зарплате. Еще через полтора года Кирсанова поступила в одну из первых российских бизнес-школ MIRBIS и почти одновременно устроилась в инвестиционное управление Главмосстроя с прибавкой к зарплате примерно 30%. Степень MBA она получила, уже будучи руководителем департамента маркетинга и консалтинга компании Astera Oncor. В итоге обучение в MIRBIS стоимостью $6500 Ирина окупила за 4-5 месяцев. Теперь она работает директором по маркетингу в «Пересвет-Инвесте» — разумеется, тоже с увеличением дохода.

Впрочем, правил и четкого срока возврата образовательных инвестиций быть не может. Старший консультант компании Ward Howell International Мария Янковская, закончившая программу MBA в Чикагской школе бизнеса, считает, что связь между получением нового диплома и изменениями в зарплате «если и есть, то нелинейная». Что это дало ей самой? «С одной стороны, понимание, что это вовсе не какое-то сокровенное знание, — отвечает она. — С другой — возможность говорить с клиентами и кандидатами на одном языке. Если без шуток, то, конечно, образование дало новые знания, идеи, контакты. Но не то, о чем вы спрашиваете, — никакой прибавки к зарплате».

Доходность дипломов оценивали: Наталия Биянова, Анастасия Бокова, Александр Вершинин, Анастасия Герасимова, Алексей Каменский, Александр Кияткин, Игорь Моисеев, Наталия Орлова, Светлана Петрова, Екатерина Самородова, Оксана Шевелькова

---------------------------------------------------------
14 лет тюрьмы может получить владелец фальшивого диплома в Гонконге. Кое-где наказания может и не последовать: шведский министр труда Свен-Отто Литторин, уличенный год назад в подлоге, даже не был уволен.

$6,6 млрд составил совокупный бюджет всех бизнес-школ США в прошлом учебном году. При этом на одну школу приходится лишь $14 млн.

39 заведений, выдававших фальшивые дипломы, было закрыто в США в середине 1980-х в результате проведения операции DIPSCAM. В 2000 г. американский рынок фальшивок оценивался в $200 млн.

1/3 выпускников бизнес-школ в течение 10 лет после выпуска занимают один из трех высших постов в руководстве своих компаний.
27 февраля 2009
Автор: Наталия Биянова, Анастасия Бокова, Александр Вершинин, Анастасия Герасимова, Алексей Каменский, Александр Кияткин, Игорь Моисеев, Наталия Орлова, Светлана Петрова, Екатерина Самородова, Оксана Шевелькова. SM 15 (105) 28 апреля 2008


Читать также

  • Лекарство от безделья
    Безработные любят учиться: в кризисы у бизнес-школ всего мира обычно нет недостатка в студентах. Российские школы — исключение
  • Ученический договор с работником организации
    Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 12.07.2009. Скачать в Ученический договор с работником в формате Word. Примерный образец …

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам
    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями,  массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…
  • Самый лучший способ обучения – это практика
    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…
  • Учебный отпуск
    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.
  • Внедрение ученичества на производственном предприятии
    Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.
  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования
    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…
  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров
    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».
  • Повышение квалификации сотрудников
    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.
  • Как написать диссертацию: общие правила работы
    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.
  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России
    В США и Европе степень МВА — обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.
  • Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность?
    Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность? Елена Агафонова,Генеральный директор SMG – Solution Management Group, Руководитель Центра Коучинга SMG 9 августа 2010 г. …
  • Как получить налоговый вычет на обучение
    В сложной экономической ситуации практически любому специалисту для повышения конкурентоспособности на рынке труда необходимо постоянно получать новую информацию, совершенствовать имеющиеся знания и навыки. Хорошее образование стоит недешево. Кроме того, в настоящее время платное обучение предлагают…
  • Работодатель оплачивает обучение работников
    Прошло полгода с тех пор, как вступили в силу новые правила налогообложения расходов на обучение работников. В статье мы расскажем, как оформить документы, которые требуются для их применения.
  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения
    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…
  • Какие ВУЗы сегодня «в почете»
    Для многих профессий на рынке труда не имеет принципиальной разницы, диплом какого вуза получил соискатель. Но от субъективного отношения работодателя не застрахован никто.
  • Лекарство от безделья
    Безработные любят учиться: в кризисы у бизнес-школ всего мира обычно нет недостатка в студентах. Российские школы — исключение
  • Современные технологии обучения сотрудников
    Управление персоналом — один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен — обычно это семинары и тренинги.
  • Диплом без профессии
    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков — переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Подписка на новости сайта

Мероприятия:

Семинары / курсы / тренинги:



Реклама