Современные технологии обучения сотрудников

Управление персоналом — один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен — обычно это семинары и тренинги. И это в то время, когда современные подходы и технологии могут предоставить возможность качественного расширения спектра форм обучения!

Одни из самых эффективных, на наш взгляд, современных подходов — это модель обучающейся организации и корпоративного обучения. В числе недостаточно практикуемых на российском рынке технологий в обучении можно назвать управление проектом, обучение действием, коучинг, обучение через Интернет и видео курсы. Впрочем, эффективность удаленных форм обучения ничего кроме вопросов не вызывает. Всё-таки одной из самых прогрессивных концепций мы назовем модель обучающейся организации. Многие (если не большинство) из современных западных компаний стали успешными благодаря этому подходу. Обучающаяся организация — это компания, в которой обучение представляет собой неотъемлемую часть её развития. Оно стало составляющей корпоративной культуры, где на всех уровнях используется преданность сотрудников предприятию, стремление к саморазвитию и способность к обучению. Организация существует как единое целое и находится в процессе постоянного самосовершенствования. Специалисты такой компании конструируют существующую в организации действительность, они управляют ей. И индивидуальная карьера каждого сотрудника строится в русле стратегии развития компании.

Переход к данной модели требует значительных усилий всех сотрудников и перестройки организации работы компании и начинается он с осознания руководством необходимости кардинальных изменений в деятельности организации и, зачастую, в это могут помочь только профессиональные консультанты по организационному развитию. Промежуточной формой между отдельными программами обучения сотрудников и описанной моделью является корпоративное обучение. Этот подход характеризуется системным обучением управленческого персонала. Оно необходимо для того, чтобы квалификация сотрудников соответствовала перспективам развития компании и для формирования организационной культуры. Эта система обучения затрагивает все уровни компании.

Коучинг — это процесс сотрудничества, партнерства между коучем и сотрудником организации, который желает и готов участвовать в коучинге, с тем, чтобы развивать свой потенциал для достижения личных и корпоративных бизнес-результатов. Управление проектом — это целенаправленное управление изменениями. Проект представляет собой завершенную часть работы внутри стратегического направления. Эта технология может выступать как метод обучения, если в ходе осуществления проектов будет учитываться опыт изменений, который будет использован в других проектах. «Обучение действием» предполагает осуществление каждым сотрудником собственного проекта. Планирование дальнейших действий и обсуждение результатов происходит в автономной рабочей группе с переменным составом. Таким образом, сотрудники обучаются за счет обмена опытом и контролируют деятельность друг друга. В конце программы происходит заключительная конференция, где результаты деятельности каждого сотрудника оцениваются всем коллективом организации, а также клиентами.

Использование описанной концепции обучающейся организации и современных технологий представляет хорошие возможности для совершенствования системы обучения в российских организациях. Это необходимо для выхода их деятельности на уровень, сравнимый с мировым, который невозможен без учета тенденции повышения качества управления персоналом, существующей в настоящее время.
08 марта 2009
Автор: Евгений Васильев Руководитель службы обучения и оценки персонала Консалтинговой группы “Bi to Be”


Читать также

  • Какие ВУЗы сегодня «в почете»
    Для многих профессий на рынке труда не имеет принципиальной разницы, диплом какого вуза получил соискатель. Но от субъективного отношения работодателя не застрахован никто.
  • Вы — управляющий персоналом
    Учебников и пособий по теме управления персоналом, как переводных, так и «родных» (нередко скомпилированных из тех же переводных), в книжных магазинах вполне достаточно. А если вы уже успели где то поучиться нашему ремеслу, то наверняка и учебники читали…

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам
    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями,  массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…
  • Самый лучший способ обучения – это практика
    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…
  • Учебный отпуск
    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.
  • Внедрение ученичества на производственном предприятии
    Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.
  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования
    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…
  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров
    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».
  • Повышение квалификации сотрудников
    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.
  • Как написать диссертацию: общие правила работы
    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.
  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России
    В США и Европе степень МВА — обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.
  • Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность?
    Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность? Елена Агафонова,Генеральный директор SMG – Solution Management Group, Руководитель Центра Коучинга SMG 9 августа 2010 г. …
  • Как получить налоговый вычет на обучение
    В сложной экономической ситуации практически любому специалисту для повышения конкурентоспособности на рынке труда необходимо постоянно получать новую информацию, совершенствовать имеющиеся знания и навыки. Хорошее образование стоит недешево. Кроме того, в настоящее время платное обучение предлагают…
  • Работодатель оплачивает обучение работников
    Прошло полгода с тех пор, как вступили в силу новые правила налогообложения расходов на обучение работников. В статье мы расскажем, как оформить документы, которые требуются для их применения.
  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения
    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…
  • Какие ВУЗы сегодня «в почете»
    Для многих профессий на рынке труда не имеет принципиальной разницы, диплом какого вуза получил соискатель. Но от субъективного отношения работодателя не застрахован никто.
  • Лекарство от безделья
    Безработные любят учиться: в кризисы у бизнес-школ всего мира обычно нет недостатка в студентах. Российские школы — исключение
  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома
    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе — обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход — рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.
  • Диплом без профессии
    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков — переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Подписка на новости сайта