Сергей Кессель: «Технология SaaS делает услуги аутсорсинга прозрачными»

За последние несколько лет аутсорсинг расчета заработной платы и кадрового делопроизводства превратился из иностранной новинки в эффективный бизнес-инструмент для российских компаний.С каждым годом количество заказчиков данной модели возрастает, и никакие финансовые потрясения не могут переломить эту тенденцию. Если раньше HR-менеджеры спрашивали, что такое аутсорсинг и какие преимущества дает, то сегодня их интересуют более глубокие вопросы – о том, как сделать аутсорсинг по-настоящему эффективным.

О прошлом и будущем российского рынка аутсорсинга расчета заработной платы и аутсорсинга кадрового делопроизводства мы беседуем с Сергеем Кесселем, директором по продажам компании UCMS Group СНГ.


Сергей, Ваша компания предоставляет услуги аутсорсинга кадровых и финансовых процессов с середины 90-х годов прошлого века. Как изменился рынок за это время?

UCMS Group является пионером российского рынка аутсорсинга – мы вышли на него задолго до большинства наших нынешних конкурентов. В течение 15 лет работы мы накопили огромный портфель проектов, среди наших клиентов есть компании различных отраслей и размеров. При этом в отличие от большинства других провайдеров аутсорсинга, основной специализацией UCMS Group являете кадровое делопроизводство, бухгалтерский учет и расчет заработной платы .

Конечно, по сравнению с ситуацией десятилетней давности, российский рынок аутсорсинга значительно изменился. В то время мы практически целиком зависели от контрактов с иностранными организациями, которые решили выйти на отечественный рынок, открыли здесь производство или представительство. Сейчас среди наших заказчиков аутсорсинга есть достаточно много российских компаний, которые отслеживают мировые тенденции и не бояться использовать инновационные бизнес-модели. Другими словами, аутсорсинг кадрового делопроизводства, аутсорсинг расчета зарплаты и бухгалтерский аутсорсинг постепенно становится стандартом, и российские компании стремятся применять эту модель для повышения эффективности своего бизнеса.

Если говорить о компании UCMS Group, то ключевым моментом в развитии нашей аутсорсинговой практики стал запуск информационной системы Quinyx WorkForce, который состоялся в России в 2005 году. Эта система, предоставляемая нашей компанией в рамках модели SaaS (Software-as-a-Service, программное обеспечение как услуга), является уникальным продуктом для российского рынка. Выход Quinyx WorkForce можно считать логичным продолжением нашей стратегии по развитию бизнеса, поскольку модель SaaS также фактически является аутсорсингом. Однако, в отличие от классического аутсорсинга, в рамках которого процессы полностью передаются в руки провайдера услуг, концепция SaaS предполагает передачу только части процессов – связанных с управлением, администрированием и размещением информационной системы. Все остальные задачи заказчик выполняет самостоятельно, пользуясь удаленным доступом через глобальную сеть Интернет.

Запуск собственной информационной системы кажется весьма необычным шагом для аутсорсинговой компании. Зачем вам потребовалось осваивать чужую нишу?

На самом деле, в этом нет ничего странного. Во-первых, в определенный момент мы проанализировали наши наработки и поняли, что их вполне достаточно для создания качественного и тиражируемого ИТ-продукта. А во-вторых, запустив Quinyx WorkForce в рамках SaaS, мы сделали наши основные услуги аутсорсинга кадровых и финансовых процессов значительно доступнее и прозрачнее для заказчиков.

В свое время мы долго пытались понять, почему аутсорсинг в России не так популярен, как в большинстве западных стран. Тщательно изучив ситуацию на рынке и проведя консультации с заказчиками, нам стала понятна основная проблема аутсорсинга – его непрозрачность. Дело в том, что большинство заказчиков воспринимают провайдера услуг как черный ящик, который получает исходную информацию на входе и выдает результат на выходе. Что происходит внутри черного ящика, заказчик не знает, и это обстоятельство, как правило, его очень смущает.

Российские реалии аутсорсинга таковы, что в условиях отсутствия контроля, заказчики аутсорсинговых услуг де-факто принимают на себя множество рисков, связанных с потенциально плохой работой провайдера. Конечно, с течением времени российская аутсорсинговая культура улучшается, однако непрозрачность аутсорсинга по-прежнему является основным сдерживающим фактором при принятии решения о передаче процессов стороннему провайдеру .

И в этом смысле, наша SaaS-система Quinyx WorkForce является идеальным инструментом, который способен предоставить заказчику требуемую прозрачность. С помощью этой системы, заказчик может в любой момент и из любого места посмотреть, чем занимается аутсорсер и на какой стадии находится тот или иной процесс. Другим преимуществом SaaS является гибкость – сегодня вы можете самостоятельно считать зарплату в системе, а завтра – передать эту привилегию вашему аутсорсеру.

Мы называем такую схему конвергентной или гибридной моделью. Отмечу, что она не является исключительно нашим ноу-хау: предоставление гибридных услуг – это один из важнейших трендов мирового рынка аутсорсинга последних лет. Но в то же время, UCMS Group является единственным провайдером, который способен предоставить такие услуги в России, по крайней мере, в области процессов управления персоналом и расчета заработной платы.

Каким образом работает эта гибридная модель на практике?

В классическом аутсорсинге кадровых и финансовых процессов клиент отправляет провайдеру данные и ждет от него финального результата, не зная об этапах реализации переданных функций. Использование технологии SaaS предоставляет клиентам гибкость и удобство, которое нельзя получить при традиционном подходе.

В частности, в рамках работы с системой клиент всегда может увидеть, что именно происходит с его данными, на какой стадии находится расчет зарплаты или какой-то другой кадровый процесс. Он может предоставлять информацию аутсорсерсу непрерывно, постоянно обновляя данные в режиме онлайн. В случае необходимости, заказчик может изменить или добавить какие-то данные уже по окончанию требуемого срока и получить по ним результирующую отчетность без каких-либо дополнительных комиссий.

Нельзя забывать, что HR-функции тесно связаны с другими процессами, которые происходят внутри компании. Использование модели SaaS одновременно с аутсорсингом значительно упрощает процесс сбора кадровой / финансовой информации и позволяет реализовать интеграцию с другими информационными системами (и в частности – системами класса ERP). Тем самым, внешняя услуга аутсорсинга перестает быть неким изолированным процессом и тесно переплетается с другими функциями предприятия.

Еще одно важное преимущество конвергенции связано с защитой инвестиций заказчика. Представим, что по каким-то причинам вы не удовлетворены качеством расчета зарплаты – в таком случае, ваши сотрудники проходят тренинг и начинают использовать SaaS-систему самостоятельно. Возможен и обратный сценарий – переход на аутсорсинг после самостоятельной работы в системе.

Таким образом, все перечисленные преимущества позволяют сделать процесс аутсорсинга максимально прозрачным, понятным для заказчика, и в то же время – гибким и эффективным. На мой взгляд, именно такие конвергентные услуги станут локомотивом роста российского рынка аутсорсинга в течение ближайших нескольких лет.

Поставщики услуг аутсорсинга утверждают, что эта модель позволяет сократить издержки на поддержку бизнес-процессов. Почему аутсорсинг дешевле, и какую экономию может получить заказчик?

Причина финансовой привлекательности аутсорсинга связана с тем, что провайдер услуг одновременно обслуживает множество клиентов и сокращает удельную стоимость бизнес-процессов для каждого из своих заказчиков. Конкретная экономия, которую получает клиент, зависит от множества факторов – размера компании, ее специфики и, в нашем случае, особенностей кадровых и финансовых процессов. Наиболее эффективен аутсорсинг для сравнительно небольших территориально распределенных компаний, процессы которых максимально приближены к типовым.

Последний тезис совсем не означает, что для других организация аутсорсинг невыгоден. Не так давно мы провели специальное исследование, в рамках которого сравнили стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) аутсорсингом с классической реализацией тех же процессов внутри компании. Оказалось, что для подавляющего большинства компаний, имеющих не более 2000 сотрудников, аутсорсинг окупается уже через год после начала проекта. При этом чем меньше организация – тем больше экономия при использовании аутсорсинга.

По нашим оценкам, показатель возврата инвестиций (ROI) для небольших компаний, имеющих до 100 сотрудников, составляет 50-60% уже в первый год использования аутсорсинга. По мере роста масштаба организации ROI падает, и остается в плюсе примерно до 2-3 тысяч сотрудников. Более крупные организации также могут использовать аутсорсинг, однако срок окупаемости возрастает до нескольких лет. Для компаний из сектора крупного бизнеса (более 15 тыс. сотрудников) аутсорсинг использовать, как правило, не так эффективно. Для них разумнее построить собственный выделенный центр предоставления аутсорсинговых услуг в пределах самой компании.

Таким образом, использовать аутсорсинг может компания практически любого размера. Существуют ли какие-то другие ограничения, связанные с отраслью или спецификой организации?

На самом деле таких ограничений практически нет – среди клиентов UCMS Group имеются компании практически всех основных отраслей. Как правило, аутсорсинг заказывают организации с современным менеджментом, который стремится повысить эффективность бизнеса и максимально сократить возникающие издержки. Говоря об аутсорсинге финансовых процессов, нельзя не отметить еще одно важное условие – эта модель применима только при "белых" моделях управления расчетными процессами.

Отмечу, что аутсорсинг особенно привлекателен для территориально распределенных или международных компаний, желающих провести консолидацию бизнес-процессов. Кстати говоря, тема географически распределенных компаний тесно пересекается с конвергентной моделью предоставления услуг, о которой я говорил ранее. В Европе мы часто сталкиваемся с тендерами, в рамках которых различные подразделения одной и той же организации требуют различные модели расчета в различных странах, где представлена компания . Так, например, представительство компании в Стокгольме хочет считать зарплаты самостоятельно, а другое представительство в Санкт-Петербурге желает все расчеты передать на аутсорсинг. Связка SaaS + аутсорсинг является идеальным решением для таких региональных компаний, поскольку она обеспечивает требуемую гибкость, и при этом не создает помех для дальнейшей консолидации данных в рамках всей бизнес-структуры. Ведь несмотря на то, что информация обрабатывается различными способами, она де-факто находится в одной и той же системе, позволяющей работать с учетом законодательства разных стран.
12 декабря 2010
Автор: Материал предоставлен для публикации UCMS Group СНГ


Читать также

  • Перспективы развития SaaS-технологий в российской HRM индустрии
    Тема применения технологии SaaS активно обсуждается уже несколько лет. Software as a service (SaaS) («программное обеспечение как услуга») — бизнес-модель аренды программного обеспечения через Интернет по безопасному удаленному каналу. Основными преимуществами модели является низкая стоимость внедрения и эксплуатации, гибкость и возможность доступа с любого компьютера, имеющего доступ к сети Интернет, а также отсутствие затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и программного обеспечения, работающего на нём.
  • Маркетинговая программа. Аутсорсинг + SaaS = арифметика эффективности
    «Аутсорсинг + SaaS = арифметика эффективности» — это специальная 15%-ная скидка для компаний сектора среднего бизнеса, действующая в течение четырех месяцев на аутсорсинговые услуги и SaaS-сервисы (сервисы подписки на программное обеспечение через Интернет, Software as a Service, SaaS) в области управления персоналом и расчета заработной платы.

Статьи этого раздела

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги: