Последние 10 лет рынок труда в нашей стране, за вычетом, пожалуй, полутора кризисных лет (конец 2008 г. – 2009 г.), был и остаётся рынком соискателя. Этому способствуют множество факторов – и экономический рост, требующий всё большего количества квалифицированного персонала, и сокращение численности работоспособного населения, и невысокая квалификация молодых специалистов… так или иначе, проблема поиска и удержания ценных кадров была и остаётся актуальной. С другой стороны, за это время рынок труда проделал огромный путь от зарплат в конвертах и отсутствия каких-либо социальных гарантий (все помнят непременный атрибут давешних объявлений о работе «белая зарплата, оформление по ТК?») к «выходу из сумрака». Почувствовав вкус к увесистым соцпакетам, большинство профессионалов отошло от некогда преобладавшей логики «платите мне достаточную зарплату, а я сам куплю себе всё, что нужно» – теперь, взвешивая предложения о работе, они рассматривают сравнительные достоинства пакетов ДМС и замеряют на Google Maps расстояние от дома до нового офиса. В таких условиях наличие корпоративной пенсионной программы может стать той самой «фишечкой», которая привлечёт нужного ценного кадра.
2. Вскочить в отправляющийся поезд
По данным различных источников, на 2010 г. не более 16-18% российских (вернее, работающих на территории России) компаний внедрили у себя корпоративные пенсионные программы (в 2007 г. этот показатель составлял около 13%). Запуская КПП сейчас, компания получает реальное конкурентное преимущество, выделяющее её на рынке труда, попадая в авангард социально ответственных employers of choice, желанных работодателей; пройдёт несколько лет, и корпоративная пенсия станет такой же рядовой составляющей соцпакета, как ДМС, и заводить её придётся уже волей-неволей, чтобы не отстать от конкурентов. Сейчас затраты на КПП оправдываются не только ростом мотивации сотрудников и снижением текучести, но и солидным репутационным бонусом. Ещё один момент – на пенсионном рынке идёт борьба за корпоративных клиентов, острота и накал которой определяются не таким большим (пока) количеством последних; из этого следуют более выгодные условия и эксклюзивный подход к каждому. Когда КПП станет массовым продуктом, а этот день уже не за горами, и спрос подтянется к предложению, столь трепетного отношения к клиентам уже не будет.
3. Чтобы два раза не вставать: ОПС и программа государственного софинансирования пенсии для сотрудников
Негосударственный пенсионный фонд не только помогает вам организовать и администрирует вашу корпоративную пенсионную программу; специалисты фонда с удовольствием бесплатно проконсультируют ваших сотрудников по другим вопросам пенсионного обеспечения – обязательному пенсионному страхованию, софинансированию трудовой пенсии, помогут оформить необходимые документы. Фонду корысть, вашим сотрудникам приятно – а как мы знаем из советского фильма, посвящённого проблемам развития персонала в авиакомпаниях и связанной с этим текучести кадров, если им будет приятно, они так поработают… что вам тоже будет приятно!
4. Формируем н
В стандартной схеме КПП существует как минимум два фактора, стимулирующих сотрудников сохранять трудовые отношения: входные требования по минимальному стажу работы в компании, чтобы получить право на участие в КПП, и срок до так называемого «вестинга» - момента получения сотрудником права распорядиться сбережениями, созданными за счет взносов работодателя и инвестиционной деятельности фонда.
5. Золотой пинок и золотые наручники
Эти странно, как всегда бывает с английскими метафорами при пословном переводе, звучащие выражения означают меры экономического свойства, направленные на то, чтобы ускорить – или, напротив, мучительно оттянуть – момент, когда работник покинет компанию, в том числе за счёт выхода на заслуженный отдых. Таким образом, в умелых руках КПП становится универсальным инструментом, помогающим не только привлекать и мотивировать сотрудников, но и цивилизованно решать вопросы омоложения кадрового состава.
5 критериев выбора НПФ
1) Что вы покупаете у Фонда – надёжность, доходность или сервис?
Не следует забывать про специфику пенсионных продуктов – их назначение, прежде всего, сохранить пенсионные накопления. Подавляющее большинство корпоративных пенсионных программ в России сегодня действуют по схеме 1+1, когда на каждый рубль, вносимый работником, работодатель отвечает своим рублём, поэтому основной «доход» - 100% годовых – сотрудники получают от участия компании; основная задача НПФ – обеспечить максимальный сервис как для компании (администрируя денежные потоки, инвестируя средства, ведя учёт и контроль участников и .т.д.), так и для её работников-участников КПП (обеспечивая оперативную и точную информацию о состоянии пенсионного счёта, сохранность средств и получения инвестиционного дохода по ним, помогая оформить социальный налоговый вычет).
2) «Рыночники» против «каптивных», или имеет ли значение размер?
Бытует мнение, что чем больше (по размеру активов под управлением, по количеству участников) негосударственный пенсионный фонд, тем он надёжнее. На самом деле прямой связи нет. На нынешнем этапе развития пенсионной системы в России самыми крупными фондами являются так называемые «каптивные» – учреждённые добывающими, промышленными, инфраструктурными или финансовыми гигантами в первую очередь для обслуживания собственных сотрудников; не секрет, что зачастую сотрудников компаний-учредителей просто «кооптируют» в такие фонды, не спрашивая согласия. Конечно, поддержка мощного учредителя – это существенный фактор, но на деле редко когда клиент фонда может почувствовать его влияния; оборотная сторона медали – отсутствие необходимости бороться за клиента и ставить его интересы во главу угла. Противоположностью каптивным являются так называемые «рыночные» фонды, привлекающие клиентов с открытого рынка – как за счёт розничных программ, так и корпоративных.
3) Рейтинги.
Репутация рейтинговых агентств как явления сильно пострадала в ходе мирового финансового кризиса; тем не менее, их позиции по-прежнему сильны. Сам факт того, что фонд обратился в рейтинговое агентство – а, значит, раскрыл значительный объём информации о себе, своих активах, показателях – говорит о многом; в настоящее время российские НПФ рейтингуются двумя агентствами, «Эксперт РА» и Национальным рейтинговым агентством, так что поставьте плюсик за каждый из полученных фондом рейтингов. Но не возводите их в абсолют.
4) Парадокс бесплатного сыра
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, учит нас коллективный разум и мультфильмы про Тома и Джерри. Позволим себе не согласиться. Очевидным образом, несмотря на свой особый правовой статус, негосударственные пенсионные фонды живут по законам рынка и хотят новых клиентов и роста объёма продаж. Тем не менее, каждый уважающий себя профессионал начнёт общение с вами не с этого. Сначала вам предстоит ликбез по пенсионной системе и существующим способам обустроить корпоративный пенсионный план, плюсам и минусам, подводным камням и рифам. Только снабдив вас всей полнотой информации, он перейдёт собственно к продуктам родного фонда – так вы получите увесистый кусочек бесплатного информационного сыра. Соответственно, чем больше этот кусочек, чем тороватей на подробности ваш собеседник, тем выше в своём шорт-листе вы можете расположить соответствующий фонд.
5) О конкурентах – хорошо или ничего: nomina sunt odiosa.
Если монолог представителя НПФ выстраивается по схеме «Фонд А – жулики, Фонд Б – подлецы, Фонд В – зелёные новички, и лишь мы, Фонд Ц, гордо реем над пейзажем в белом фраке», смело гоните такого «продажника» в шею; профессионал не обязан любить своих коллег, но он уважает свою репутацию и придерживается цеховой этики поведения и никогда не станет добиваться дешёвой популярности таким способом. Можете пойти на маленькую провокацию: задать невинный вопрос «А почему вы лучше ваших конкурентов?» или «А правда, что НПФ «Большая пенсия» проворовался вконец?»; важно даже не что, а как вам ответят.
5+5=?
Блиц
• Имеет ли смысл внедрять КПП? – Да, однозначно, причём вне зависимости от сектора экономики и размера компании.
• Стоит ли торопиться? – В разумных пределах – да; чем раньше вы запустите корпоративную пенсионную программу, тем больший эффект получите.
• Какой фонд выбрать, рыночный фонд или каптивный? – Универсального ответа нет, но при прочих равных – конечно рыночный.
• Доходность или сервис? – И доходность, и сервис, но доходность может быть консервативной, а сервис – нет.
• Сложно ли выбрать подходящий фонд? – Не сложнее, чем любого другого поставщика услуг.
Глоссарик
ПФР – Пенсионный фонд Российской Федерации
НПФ – негосударственный пенсионный фонд
КПП – корпоративная пенсионная программа
ОПС – обязательное пенсионное страхование
НПО – негосударственное пенсионное обеспечение
Каптивный фонд – НПФ, чья клиентская база сформирована преимущественно за счёт работников крупной компании-учредителя; гегемон и монополист
Рыночный фонд – НПФ, привлекающий клиентов с открытого рынка; клиентоориентированный борец за идеалы рыночной экономики
Вестинг - момент получения сотрудником права распорядиться накопленными за счет взносов компании-работодателя средствами