Российских пилотов хотят заменить на немцев, французов и американцев

14 октября 2009

Российских пилотов хотят заменить на немцев, французов и американцев
Российских пилотов хотят заменить на немцев, французов и американцев. Авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой разрешить брать на работу иностранных пилотов. Чиновники пока думают, а летчики-россияне начинают паниковать. Если на работу станут брать иностранных специалистов, российским авиаторам придется уйти из профессии.

Уже сейчас за счет сокращений на авиационном рынке труда избыток кадров. Однако компании-авиаперевозчики четко обозначили проблему: от эксплуатации отечественных самолетов все отказываются, а российские пилоты в большинстве своем умеют управлять только нашими судами. С введением зарубежных машин они остаются не у дел. По дейст-вующему законодательству находиться в кабине самолета может только гражданин России.

Переобучением компании заниматься не хотят. Во-первых, это дорого. «Авиакомпании из-за кризиса вынуждены сокращать издержки. Разумеется, им было бы выгоднее брать уже готовых иностранных специалистов. Потому что на переподготовку российского пилота нужно порядка 15 тысяч евро», — комментирует генеральный директор компании «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко.

Во-вторых, даже если компания возьмется переобучать пилота на управление зарубежным самолетом, она столкнется с рядом проблем. «Большинству российских пилотов около 40 лет — это предпенсионный возраст. К тому же все инструкции идут только на английском. Пилоты плохо знают английский язык, и это усложняет обучение», — объясняет руководитель отдела по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин.

Дорого и небезопасно

Идея брать на работу пилотов-иностранцев таит в себе массу опасностей. В первую очередь речь идет о перенасыщении рынка труда. «С одной стороны, это будет стимулировать наших соотечест-венников развиваться, совершенствовать свои навыки, чтобы выдержать конкуренцию, — объясняет Анастасия Мирошниченко. — Но вместе с тем у нас уже сейчас огромное количество безработных летчиков, и мы не знаем, куда их трудоустраивать». Экс-перт отмечает: если пилоты не найдут работу, они пойдут в другую сферу, а те, чей возраст близок к пенсионному, вообще уйдут с рынка труда.

Другой нюанс, который должен насторожить идейных вдохновителей новой инициативы, — безопасность полетов. Трудно представить, как будут общаться между собой пилот-немец и диспетчер в аэропорту, скажем, на Крайнем Севере. Ещё неизвестно, какая задача сложнее — найти диспетчера, в совершенстве владеющего английским, или пилота-иностранца, говорящего на русском, как на родном.

«По сравнению с Европой у нас не такие высокие социальные стандарты, чтобы переманивать оттуда лучших пилотов. Наши авиакомпании не смогут предложить им зарплату, сравнимую с европейской. Значит, это будут второсортные специалисты. Зачем они нам, когда полно своих высококлассных работников? Деньги нужно вкладывать в их переобучение, а не в оплату труда иност-ранцев», — возмущается президент Союза летного состава России Мирослав Бойчук. К тому же профсоюзный лидер обращает внимание, что в Евросоюзе, на который мы равняемся, действуют те же правила — работать на судне может только гражданин страны ЕС.

Наших научат летать

Необходимость переподготовки отечественных пилотов понимают и сами авиакомпании. «Если поправка будет принята, это даст нам возможность привлекать квалифицированных специа-листов, которые будут работать инструкторами и смогут переобучить наших, российских сотрудников», — считает генеральный директор авиакомпании «Регион Авиа» Денис Павшинский.

Топ-менеджер объясняет: средний возраст летного состава сейчас в районе 50 лет. Многих совсем скоро спишут. Молодых пилотов тоже много, и все они стремятся попасть на работу на иностранное судно, потому что там больше платят. А чтобы летать на зарубежном самолете, необходима переподготовка. По мнению эксперта, привлекать нужно специалистов из США и Европы.
На работу не возьмут

В Министерстве транспорта РФ по авиации «Труду» рассказали, что идею привлечения иностранной рабочей силы авиакомпании высказывали ещё несколько лет назад, когда рынок рос и квалифицированных кадров не хватало. Сейчас у чиновников свои представления о том, как нужно решать проблему. Во-первых, они обсуждают возможность сократить время обучения в вузах и ссузах, которые готовят летчиков. Сейчас в большинстве из них курсанты учатся четыре года, тогда как в других странах — два. Сокращать собираются за счет непрофильных предметов, таких, например, как этика и эстетика.

Также Минтранспорта собирается поставить авиакомпаниям условие: иностранная техника не будет сертифицироваться до тех пор, пока не будут поставлены тренажеры, на которых пилоты смогут овладеть управлением зарубежного самолета. Иными словами, если авиаперевозчик хочет заменить Ту-134 на «Боинг-737», сначала он должен приобрести тренажер — муляж, точную копию кабины управления, где и будут обучаться пилоты. Сейчас для этого работника нужно отправлять за границу.

Если инициативу авиаперевозчиков поддержат в министерстве, российским летчикам придется туго. На то, что их станут переобучать, можно и не надеяться. Выхода два: тратить на переподготовку собственные деньги, чтобы соответствовать требованиям рынка труда, либо искать новую сферу, где можно приложить себя, например преподавать в летном учебном заведении, которых, кстати говоря, в России не так уж и много — 13 средних специальных и 3 высших.

Кадры

* 200 пилотов приблизительно нужно для работы на иностранных авиалайнерах
* 250 курсантов будет выпущено из учебных заведений России в 2010 году
* 15 тысяч евро стоит переподготовка одного пилота
* 41 год составляет средний возраст пилота в России

Евсеева Елена / Труд
123456 … 111
С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин
06 января 2021
Минтруд России принял Приказ от 18.07.2019 N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" взамен действующего Постановления Правительства РФ от 25.02.2000…
Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год
17 декабря 2020
В каких сферах труда с января по ноябрь 2020 года средняя зарплата выросла больше всего и какие сферы стали лидерами зарплатного рейтинга России за ноябрь 2020 ‒ статистика GorodRabot.ru
Тенденции рынка труда 2021 Тенденции рынка труда 2021
15 декабря 2020
В конце прошлого года, говоря о трендах на 2020 год, мы смело прогнозировали снижение безработицы, говорили о намерении большинства компаний активно нанимать новых сотрудников, развивать технологии и в целом описывали довольно не плохую перспективу, как…
Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками
14 декабря 2020
Напомню про особенности выплаты зарплаты в новогодний период.
Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании
04 декабря 2020
Автор статьи Айгюн Курбанова. Основатель "Школы Карьерного Менеджмента", HR-практик, опыт работы директором по персоналу крупнейшей аутсорсинговой компании "Leader Team", директором по персоналу "Домодедово", директором департамента по управлению персоналом округа, ЗАО "ТАНДЕР",  Сеть Магазинов Магнит. Сертифицированный коуч…
Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России
04 ноября 2020
Дефицит рабочих рук может закончиться только после пандемии
Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей
31 октября 2020
Многие компании и целые отрасли снова перешли на удаленку. И если весной для большинства новый режим работы был в новинку и вызывал массу вопросов и недопониманий, то сейчас многие уже успели сделать выводы и подкорректировать слабые места. Строительная отрасль, а точнее, ее офисный сегмент, также проанализировала весенний опыт и открыла новый деловой сезон уже с учетом "коронавирусных" корректировок.
Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников
31 октября 2020
Какие ассоциации вызывает слово “музей”? У кого-то — искусство и архитектура, кто-то сразу вспомнит про туристов и сувениры, кто-то представит школьные экскурсии и уроки истории. Но музей — это не только коллекция, здание и выставки. Музей — это люди, которые в нем работают: хранят, исследуют, представляют публике музейные предметы, общаются с посетителями, принимают вызовы времени и адаптируются к меняющимся обстоятельствам. С какими трудностями сталкиваются музейные специалисты и как помогают себе?
Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии
31 мая 2020
Пока одни компании думают, как пережить трудные времена, сохранить коллектив и продолжить бизнес, другие используют любую возможность для своей трансформации. Одна из примет этого явления - охота на топ-менеджеров, развернувшаяся на кадровом рынке. Громкий переход в конце апреля одного из основателей и до недавнего времени руководителя популярного онлайн-ретейлера Lamoda Флориана Янсена в кресло исполнительного директора сети "Магнит" - вершина айсберга, уверяют эксперты
Зарплатные ожидания россиян стали скромнее на 7 тысяч рублей Зарплатные ожидания россиян стали скромнее на 7 тысяч рублей
03 мая 2020
Справедливым вознаграждением за свой труд, позволяющим обеспечить достойное существование и накопить денег на крупные покупки, жители России назвали сумму в 59 тысяч рублей в месяц.
123456 … 111

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги: