Чем занимается менеджер по краудсорсингу

10 июня 2011

Чем занимается менеджер по краудсорсингу
Странная специальность — менеджер по краудсорсингу — попала в список самых востребованных профессий ближайшего будущего, составленный HeadHunter по заказу «Ведомостей». Рекрутеры отрицают ее существование, российские компании не хотят о ней говорить. Но расследование газеты показало: такие специалисты есть, хотя всеми силами избегают публичности.

Менеджер по краудсорсингу — специальность новая и даже экзотическая: таких вакансий единицы и размещают их в основном западные компании, рассказывает Юрий Вировец, президент HeadHunter. Крупные кадровые компании Manpower и «Анкор» признаются, что еще никогда не получали заказов на подобных специалистов, более того, о таких на рынке вообще не слышали.

Тем не менее корреспондент «Ведомостей» нашел на сайте habrahabr.ru человека, который называет себя «менеджер проекта Crowdsourcing», а в графе «профессиональные навыки» пишет: «краудсорсинг — многолетний опыт развития групп, разделов, направлений на ресурсе rutracker.org». Выяснилось, что менеджер работает в одной интернет-компании, которая делает проект на основе контента, формируемого пользователями. Дать комментарии краудсорсер согласился только на условиях полной конспирации, объяснив свою позицию следующим образом: понятие краудсорсинга возникло с приходом цифровой эпохи, в интернете полно краудсорсинговых проектов, причем к ним можно причислить и такие известные, как Facebook, «В контакте», YouTube, LiveJournal. «Их создатели никогда не назовут эти проекты краудсорсинговыми — и понятно почему: они не хотят напоминать пользователям, что всем своим успехом обязаны именно их бесплатному труду. Поэтому я и не раскрываю вам названия компании, в которой работаю. Зачем ей отрицательный PR?» — сказал собеседник газеты. Про себя менеджер-краудсорсер говорит только, что ему 26 лет, у него гуманитарное образование, к стабильному заработку он стремится меньше, чем к интересной работе: «На краудсорсинге заработать можно, но это сложно и рискованно. Хотя результат может превзойти все ожидания».
Построить любителей

Один из самых ярких мировых примеров краудсорсинга — проект американской компании по производству футболок Threadless в Чикаго. Каждую неделю компания получает сотни рисунков с дизайном футболок от любителей и профессиональных художников, публикует их на сайте, а пользователи выбирают лучшие. По результатам конкурса в производство запускается от четырех до шести наиболее популярных дизайнов еженедельно, а победители получают $2000 и различные призы. Но самая важная награда — это появление на этикетке каждой футболки Threadless, запущенной в серийное производство, имени ее разработчика.

По мнению Андрея Рябых, гендиректора интернет-компании WebMaster.Spb и эксперта по инвестициям в интернет, краудсорсинг позволяет продавать именно то, что необходимо целевой аудитории, но результат во многом зависит от управляющего менеджера и его умения работать с интернет-сообществом. «Все формы краудсорсинга нуждаются в пристальном внимании и опытных лидерах, что требует времени и денег. За самыми эффективными проектами стоят управленцы, которые несут ответственность за проект, способны управлять интернет-сообществом и добиваться позитивного результата», — пишет в своей электронной книге «И всех озарил свет: букварь краудсорсинга» (Everyone is illuminated: a primer on crowdsourcing«) аналитик в сфере цифровых стратегий Рик Либлинг.
Должности нет

В России многие компании в той или иной мере следят за реакцией пользователей на их продукт, но вряд ли станут создавать отдельную должность менеджера по краудсорсингу, говорит Вировец. В большинстве случаев подобными вещами будут заниматься менеджеры по маркетингу, получая при этом свою обычную зарплату, добавляет он. «У нас краудсорсинговые проекты есть, но они не закончены и непубличны», — признается Ксения Рыжкова, директор департамента маркетинга и рекламы агентства по интернет-маркетингу «Ашманов и партнеры».

Компании не хотят афишировать краудсорсинговые проекты, потому что основная заслуга в их развитии принадлежит пользователям, а отсюда следует закономерный вывод, что им принадлежит право на участие в управлении и получении дохода от ресурса, замечает тайный собеседник «Ведомостей».

Зато крупные западные корпорации о краудсорсинге рассказывают охотно. Владимир Габриель, руководитель экспертной группы Microsoft в России, напомнил об обсуждении программы Windows 7, которое компания организовала в интернете в 2009 г. еще на стадии разработки продукта. В результате программу опробовали миллионы людей по всему миру, в том числе 220 000 российских пользователей, и все высказали пожелания по ее поводу. Компания учла требования пользователей в окончательной версии программы.

Закономерным продолжением проекта стало открытие ресурса Microsoft Answers, где пользователи получили возможность обсудить уже готовый продукт Windows 7 и задать вопросы сообществу по другим продуктам, рассказывает Наталья Болдырева, директор департамента стратегических проектов Microsoft в России, которая тоже пользуется инструментами краудсорсинга. «Компании, работающие в сфере высоких технологий, не могут использовать только инструменты классического маркетинга для изучения и потребностей пользователей. Мы должны идти на шаг впереди», — говорит она.

По словам Габриеля, таких проектов у компании много. Но в Microsoft тоже нет отдельной должности менеджера по краудсорсингу: его работу выполняют разные группы специалистов.
Обязанности известны

Несмотря на отсутствие в Microsoft должности менеджера по краудсорсингу, Габриель четко называет обязанности краудсорсера в компании. Первое — это умение сформулировать привлекательную задачу для интернет-сообщества и заразить людей желанием творить в определенном направлении. Второе — способность привлечь людей и обеспечить им фронт работы. Третье — показать, как это реализуется в действии, чтобы люди захотели работать на компанию и в следующий раз.

У Рябых из WebMaster.Spb тоже нет такой должности в компании, но он точно знает, за что платил бы краудсорсеру зарплату. По его мнению, заработок такого специалиста складывается из трех составляющих: 1) количество новых идей; 2) количество денег, сэкономленных компанией в результате работы краудсорсера; 3) добавленная стоимость бренда или компании, полученная в результате краудсорсинга.

Более скептически настроен тайный собеседник «Ведомостей»: «Об этой профессии говорить рано, потому что не сформировалось общепринятое понимание ее задач. В компаниях такая функция может быть у маркетолога, пиарщика, менеджера по продажам и даже у гендиректора. Если же появится отдельная должность, то ее назовут не менеджером по краудсорсингу, а как-то иначе, более благозвучно».

Запросы на подбор специалистов еще не известных российскому рынку профессий обычно поступают от западных компаний, констатирует Марта Годзина, консультант по подбору персонала направления «Маркетинг, реклама и PR» кадрового холдинга «Анкор». Столкнувшись с отсутствием таких специалистов на российском рынке, компании часто сами обучают профессии своего сотрудника. Со временем готовые специалисты выходят на рынок труда, и появляется новая профессия. Так уже произошло со специалистами по продвижению в социальных сетях, так может произойти и с краудсорсерами, заключает Годзина.

Мария Подцероб / Ведомости
123456 … 111
Минтруд: работодатель не может отказать льготнику в переносе отпуска по графику Минтруд: работодатель не может отказать льготнику в переносе отпуска по графику
06 февраля 2021
Работники льготных категорий, например родители 3-х и более детей в возрасте до 12 лет, могут использовать отпуск в любое удобное время. Ведомство уточняет, что в графике отпусков следует указывать дату начала отдыха льготника. Впоследствии сотрудник вправе ее поменять. Подать…
С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин
06 января 2021
Минтруд России принял Приказ от 18.07.2019 N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" взамен действующего Постановления Правительства РФ от 25.02.2000…
Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год
17 декабря 2020
В каких сферах труда с января по ноябрь 2020 года средняя зарплата выросла больше всего и какие сферы стали лидерами зарплатного рейтинга России за ноябрь 2020 ‒ статистика GorodRabot.ru
Тенденции рынка труда 2021 Тенденции рынка труда 2021
15 декабря 2020
В конце прошлого года, говоря о трендах на 2020 год, мы смело прогнозировали снижение безработицы, говорили о намерении большинства компаний активно нанимать новых сотрудников, развивать технологии и в целом описывали довольно не плохую перспективу, как…
Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками
14 декабря 2020
Напомню про особенности выплаты зарплаты в новогодний период.
Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании
04 декабря 2020
Автор статьи Айгюн Курбанова. Основатель "Школы Карьерного Менеджмента", HR-практик, опыт работы директором по персоналу крупнейшей аутсорсинговой компании "Leader Team", директором по персоналу "Домодедово", директором департамента по управлению персоналом округа, ЗАО "ТАНДЕР",  Сеть Магазинов Магнит. Сертифицированный коуч…
Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России
04 ноября 2020
Дефицит рабочих рук может закончиться только после пандемии
Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей
31 октября 2020
Многие компании и целые отрасли снова перешли на удаленку. И если весной для большинства новый режим работы был в новинку и вызывал массу вопросов и недопониманий, то сейчас многие уже успели сделать выводы и подкорректировать слабые места. Строительная отрасль, а точнее, ее офисный сегмент, также проанализировала весенний опыт и открыла новый деловой сезон уже с учетом "коронавирусных" корректировок.
Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников
31 октября 2020
Какие ассоциации вызывает слово “музей”? У кого-то — искусство и архитектура, кто-то сразу вспомнит про туристов и сувениры, кто-то представит школьные экскурсии и уроки истории. Но музей — это не только коллекция, здание и выставки. Музей — это люди, которые в нем работают: хранят, исследуют, представляют публике музейные предметы, общаются с посетителями, принимают вызовы времени и адаптируются к меняющимся обстоятельствам. С какими трудностями сталкиваются музейные специалисты и как помогают себе?
Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии
31 мая 2020
Пока одни компании думают, как пережить трудные времена, сохранить коллектив и продолжить бизнес, другие используют любую возможность для своей трансформации. Одна из примет этого явления - охота на топ-менеджеров, развернувшаяся на кадровом рынке. Громкий переход в конце апреля одного из основателей и до недавнего времени руководителя популярного онлайн-ретейлера Lamoda Флориана Янсена в кресло исполнительного директора сети "Магнит" - вершина айсберга, уверяют эксперты
123456 … 111

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги: