В рамках проекта "Тысяча вакансий" молодые учителя получат 500 тыс. руб. в течение первых двух лет своей работы

22 декабря 2010

В рамках проекта
2010 год принес выпускникам педагогических вузов возможность опробовать свои силы в преподавании в школе и приобрести при этом значительную финансовую поддержку со стороны государства. В рамках проекта "Тысяча вакансий" молодые учителя получат 500 тыс. руб. в течение первых двух лет своей работы в среднем учебном заведении.

Программа "Тысяча вакансий" — первый шаг на пути реализации президентской инициативы "Наша новая школа", направленной на улучшение образовательной системы в России. И хотя эксперты признают, что выделенного количества мест при общем числе школ в нашей стране явно недостаточно, специалисты надеются, что подобный проект станет стимулом для "омоложения" педагогического состава средних учебных заведений.

Согласно подписанному в феврале поручению президента РФ Дмитрия Медведева, Министерство образования и науки России обеспечивает государственную поддержку тем выпускникам педагогических вузов, которые хотят работать в школах. Для них ведомство выделило 1 тыс. вакансий в разных федеральных округах и субъектах Российской Федерации: самую крупную квоту получил Сибирский федеральный округ — 233 места для молодых специалистов, за ним следует Приволжский — 165, и Северо-Западный — 152. В Центральном федеральном округе школы могли принять 119 молодых учителей, Дальневосточном — 100, Уральском — 93. Замыкают перечень Южный федеральный округ — 83 возможности реализовать себя в школе для новоиспеченных преподавателей — и Северо-Кавказский — 55.

Процесс формирования банка вакансий Минобрнауки проводило совместно с региональными управлениями образования. Как сообщили в пресс-службе ведомства, заявки на участие в проекте подали 80 субъектов РФ: на рассмотрение министерства было представлено 9381 рабочее место для молодых преподавателей. Из них только 1459 вариантов в 78 субъектах РФ соответствовали требованиям программы: учащихся в средней школе должно быть не меньше 1 тыс., нагрузка для соискателя должна состоять из ставки и включать в себя преподавание одного-двух предметов. Кроме того, работодатель должен обеспечить нового сотрудника жильем на время его работы. Окончательно список вакансий определяла созданная для этой цели рабочая группа, в состав которой вошли представители Минобрнауки, профсоюза работников народного образования и науки, полпреды президента РФ в федеральных округах.

Полная информация о вакансиях, на которые распространяется государственная поддержка, была опубликована как на сайте Минобрнауки, так и на интернет-ресурсе Федерального института образования в июне. В официальных источниках были указаны контакты руководителей образовательных учреждений и органов управления образования регионов, которым выпускники могли отправлять заявку на участие в программе.

Что касается самих кандидатов, то они должны иметь диплом о высшем образовании по профилю вакансии, выданный в 2009 или 2010 годах. Средний бал аттестата должен быть высоким — проект ориентирован на лучших и наиболее перспективных выпускников, подчеркивают в Минобрнауки. Среди обязательных требований также проживание за пределами населенного пункта, в котором расположено будущее место работы — будущий преподаватель должен быть готов к переезду ради новой должности.

Решение о том, кто именно из выпускников соответствует требованиям программы "Тысяча вакансий", принимают субъекты РФ. Затем с каждым выпускником заключается договор, предусматривающий, в частности, обязательства молодых специалистов по продолжительности работы в выбранном общеобразовательном учреждении и обязательства субъекта федерации по софинансированию, в которое входят жилье, "подъемные" — согласно программе, каждый молодой специалист получит федеральную поддержку, размер которой составляет 500 тыс. руб., из них 250 тыс. руб. выплачивается в ноябре 2010 года, а остальное — в конце 2011 года.

В сентябре был проведен мониторинг заполнения вакансий и выполнения обязательств со стороны регионов и молодых учителей.

"Данный проект очень важен с двух позиций. Во-первых, мы на конкурсной основе поддержим молодых учителей—выпускников вузов, что будет способствовать омоложению кадрового состава школ. Во-вторых, поддержать планируется в первую очередь тех молодых учителей, которые пойдут работать в школы, находящиеся в сельской местности и в отдаленных регионах, тем самым способствуя выравниванию образовательных возможностей всех ребят страны",— подчеркнул министр образования Андрей Фурсенко. По мнению министра, грантовая поддержка успешных выпускников вузов, которые изъявили желание работать в школе, является одним из первых шагов по реализации президентской инициативы "Наша новая школа".

Преподаватели положительно оценивают инициативу государства. Самый молодой победитель конкурса "Учитель года" Андрей Гарифзянов уверен: "Данный проект очень перспективен — для школ это шанс получить педагогический коллектив, состоящий из лучших выпускников. Это обогатит школу новыми идеями, даст ей возможность развиваться и расти".

Однако директор Института развития образования Ирина Абанкина указывает на то, что проект "Тысяча вакансий" вряд ли решит проблему трудоустройства выпускников педагогических вузов. По ее сведениям, в России только 5% из них могут рассчитывать на работу по специальности по завершении обучения: по словам эксперта, основной проблемой школы является "старение" нынешнего кадрового состава, который не торопится на пенсию — из-за этого школа не может позволить себе взять на работу молодых специалистов. В то же время проект Минобрнауки акцентирует внимание на вакансиях для молодых специалистов, что будет способствовать ускорению ротации педагогических кадров в школах, добавляет Ирина Абанкина.

Между тем эксперты не исключают того, что некоторые пришедшие на "подъемные" молодые учителя по истечении срока договора уйдут из школы. Второй победитель конкурса "Учитель года" в 2010 году Михаил Случ считает, что государственное финансирование может привлечь молодого специалиста в школу, но вопрос в том, останется ли впоследствии этот преподаватель работать на обычных условиях.

Однако в профсоюзе работников образования уверяют: проект "Тысяча вакансий" призван не только привлечь молодых специалистов в школу, но и способствовать тому, чтобы начинающие учителя захотели остаться там надолго. "До сих пор в сельских школах директора сталкивались с тем, что молодой учитель, проработав год или два, уезжал,— признает заведующая отделом по вопросам общего образования профсоюза работников образования Татьяна Алешина.— Поэтому конкурсная комиссия должна не только отобрать вакансии, но и разработать механизм, удерживающий педагогов на более долгий срок".

Андрей Гарифзянов убежден: судьба молодого специалиста зависит от него самого. "Если в школе будет создана в том числе благодаря усилиям молодого педагога творческая, дружелюбная атмосфера, то шансов на то, что педагог останется, довольно много",— говорит он.


"Тренер провоцирует состояние вдохновения у слушателей, он погружает их в состояние творчества"
Профессия бизнес-тренера в нашей стране пока еще редкая. Но лучших в этой профессии окружает восторг и признание учеников. Их навыки владения аудиторией и создания атмосферы творческого подъема стоило бы перенять преподавателям — и не только школьным. О секретах проведения успешных тренингов рассказал один из наиболее востребованных и успешных бизнес-тренеров — РАДИСЛАВ ГАНДАПАС.

REVIEW: Участники ваших тренингов в восторге от них и от вас. Благодаря чему это происходит?

РАДИСЛАВ ГАНДАПАС: Позитивная обратная связь для тренера это норма. Вот если ее нет, это основание для тревоги. Особенность нашей профессии такова, что потрясенные слушатели должны говорить о том, как они счастливы, что попали на тренинг, о том, как много он им дал. Тренер не должен принимать все это на свой счет. Если восторженной реакции нет, это знак для тренера, что необходимо подумать, что было не так, в чем его проколы и слабые места. Если же тренер получает негативную обратную связь, да еще и не от одного участника, это повод оставить профессию или серьезно пересмотреть методы работы.

R: Почему тренинги вызывают сильные чувства?

Р. Г.: Тренер использует эмоциональный подъем слушателей как творческую среду, в которой они могут придумывать и учиться. Тренер провоцирует состояние вдохновения у слушателей, он погружает их в состояние творчества, дает участникам возможность почувствовать их силы, и вызванные эмоциональным подъемом чувства проецируются затем и на тренера. Нужно не принимать их на свой счет, но отдать должное своему профессионализму, который позволил тебе создать правильную учебную среду.

R: Можно ли научиться создавать творческую атмосферу?

Р. Г.: Можно, но не раз и навсегда. Есть определенный алгоритм, но он каждый раз воссоздается по-новому. Нельзя сказать: делай раз-два-три, и творческая атмосфера непременно возникнет. Дело не только в алгоритме, необходимо еще чувствовать аудиторию. И тогда можно вести группу, как партнершу в танце.

R: Тренинг — это хорошо подготовленная импровизация?

Р. Г.: Да. И поэтому меня всегда ставят в тупик просьбы расписать занятие по минутам. Это так же невозможно, как расписать по минутам танец. В танце тоже есть определенные па, фигуры, но есть и поле для импровизации. Поскольку тренинг — это работа с живыми людьми, как я могу сказать, где мы окажемся в 16.22?

R: Вы работали учителем до того, как стать бизнес-тренером?

Р. Г.: Какое-то время я преподавал русскую литературу и русский язык в школе, но в тренинговую профессию я пришел не из школы. Я был заместителем директора Дома ученых, а позднее создал собственную компанию. Мы занимались обучением и развитием: навыки работы на компьютере, курсы бухгалтеров и секретарей-референтов, рекламы и пиара. Затем мы начали проводить конференции по рекламе и пиару. Первые дружеские, некоммерческие тренинги я начал проводить еще в Доме ученых. Люди платили небольшие деньги. Я развлекался до тех пор, пока мне не предложили провести настоящий коммерческий тренинг. Серьезный гонорар возложил на меня гораздо большую ответственность, нежели символические деньги, которые я получал за тренинги в Доме ученых. Понятно, что я готовился к тренингу гораздо тщательнее. Он стал серьезным испытанием для моей нервной системы.

R: В чем это выражалось?

Р. Г.: Когда трехдневный тренинг для 30 слушателей закончился, я сутки не мог прийти в себя. Тема — публичные выступления. Эти три дня я отработал на абсолютном кураже, без понимания технологии проведения тренингов, но люди были в восторге, поскольку, вероятно, с перепугу я впал в состояние драйва, которое передалось и им. И когда все благополучно закончилось, у меня было два чувства одновременно: больше никогда не проводить тренинги и когда же следующий тренинг? Эта поразительная двойственность ощущений, надо сказать, свойственна всем профессиональным тренерам. Думаешь: когда же отпуск? Когда же следующий тренинг?

R: У вас жесткий график выступлений, расписанный на месяцы вперед. Это огромный успех. Как вы к нему пришли?

Р. Г.: Наверное, успех — вещь многофакторная. И нет общего рецепта успеха. В моем случае это четкая концентрация на трех темах. Я не верю, что человек может одинаково хорошо вести тренинги по 20 темам. У меня таких тем всего три: ораторское искусство, лидерство и мотивация. Если я не провожу тренинг по теме хотя бы пару недель, я к нему готовлюсь заново, даже если я читаю его уже несколько лет. Пишу, вспоминаю, репетирую. Потому что второе условие успеха — тщательная подготовка. Какого бы статуса ты ни достиг, нельзя расслабляться. Более того, чем выше твоя репутация на рынке, тем лучше следует готовиться. Потому что и ожидания от тебя больше, и требования к тебе выше. Это давит, но и является хорошим мотиватором для тренера. Китайские художники, признанные настолько, что их картины покупали не глядя, брали себе псевдонимы. Потому что главное удовольствие не слава, а развитие.

Мария Карнау / Коммерсант
123456 … 111
С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин
06 января 2021
Минтруд России принял Приказ от 18.07.2019 N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" взамен действующего Постановления Правительства РФ от 25.02.2000…
Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год
17 декабря 2020
В каких сферах труда с января по ноябрь 2020 года средняя зарплата выросла больше всего и какие сферы стали лидерами зарплатного рейтинга России за ноябрь 2020 ‒ статистика GorodRabot.ru
Тенденции рынка труда 2021 Тенденции рынка труда 2021
15 декабря 2020
В конце прошлого года, говоря о трендах на 2020 год, мы смело прогнозировали снижение безработицы, говорили о намерении большинства компаний активно нанимать новых сотрудников, развивать технологии и в целом описывали довольно не плохую перспективу, как…
Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками
14 декабря 2020
Напомню про особенности выплаты зарплаты в новогодний период.
Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании
04 декабря 2020
Автор статьи Айгюн Курбанова. Основатель "Школы Карьерного Менеджмента", HR-практик, опыт работы директором по персоналу крупнейшей аутсорсинговой компании "Leader Team", директором по персоналу "Домодедово", директором департамента по управлению персоналом округа, ЗАО "ТАНДЕР",  Сеть Магазинов Магнит. Сертифицированный коуч…
Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России
04 ноября 2020
Дефицит рабочих рук может закончиться только после пандемии
Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей
31 октября 2020
Многие компании и целые отрасли снова перешли на удаленку. И если весной для большинства новый режим работы был в новинку и вызывал массу вопросов и недопониманий, то сейчас многие уже успели сделать выводы и подкорректировать слабые места. Строительная отрасль, а точнее, ее офисный сегмент, также проанализировала весенний опыт и открыла новый деловой сезон уже с учетом "коронавирусных" корректировок.
Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников
31 октября 2020
Какие ассоциации вызывает слово “музей”? У кого-то — искусство и архитектура, кто-то сразу вспомнит про туристов и сувениры, кто-то представит школьные экскурсии и уроки истории. Но музей — это не только коллекция, здание и выставки. Музей — это люди, которые в нем работают: хранят, исследуют, представляют публике музейные предметы, общаются с посетителями, принимают вызовы времени и адаптируются к меняющимся обстоятельствам. С какими трудностями сталкиваются музейные специалисты и как помогают себе?
Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии
31 мая 2020
Пока одни компании думают, как пережить трудные времена, сохранить коллектив и продолжить бизнес, другие используют любую возможность для своей трансформации. Одна из примет этого явления - охота на топ-менеджеров, развернувшаяся на кадровом рынке. Громкий переход в конце апреля одного из основателей и до недавнего времени руководителя популярного онлайн-ретейлера Lamoda Флориана Янсена в кресло исполнительного директора сети "Магнит" - вершина айсберга, уверяют эксперты
Зарплатные ожидания россиян стали скромнее на 7 тысяч рублей Зарплатные ожидания россиян стали скромнее на 7 тысяч рублей
03 мая 2020
Справедливым вознаграждением за свой труд, позволяющим обеспечить достойное существование и накопить денег на крупные покупки, жители России назвали сумму в 59 тысяч рублей в месяц.
123456 … 111

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги: