«Открытый космос» рабочего пространства. Плюсы и минусы open space. Правила комфортного пребывания

15 февраля 2016

«Открытый космос» рабочего пространства. Плюсы и минусы open space. Правила комфортного пребывания

Здоровые сотрудники – основа благополучного функционирования и развития любой компании. Комфортные условия и правильно организованное рабочее место помогают человеку показывать лучший результат. Дискомфорт на работе, напротив, способен резко снизить производительность труда. Популярный сегодня open space («открытое пространство») не всем приходится по душе. Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование», расскажет о плюсах и минусах такой рассадки сотрудников и даст полезные советы офисным работникам.

Сейчас трудно представить, что офисы с планировкой опен спейс получили широкое распространение в России не так давно. До этого использовалась преимущественно кабинетно-коридорная система, при которой в каждом кабинете трудилось по несколько человек из одного отдела. 

Опен спейс пришел к нам с Запада и достаточно быстро стал популярен среди работодателей, ведь такая планировка, помимо прочего, помогает значительно сэкономить. Экономия происходит за счет особенностей систем вентиляции, расхода электроэнергии, более дешевой мебели и т.д. Представьте себе ситуацию, когда работодатель может просто арендовать одно помещение, расставить мебель за один день и вскоре пригласить сотрудников. При кабинетной рассадке потребовалось бы оснащать каждый кабинет отдельно.

Однако далеко не всем работникам опен спейс по душе. Специалисты советуют при устройстве на работу интересоваться тем, где расположено потенциальное рабочее место. Для многих опен спейс является психологически неуютной средой. По данным Исследовательского центра одного из крупнейших порталов по поиску работы, сегодня в офисах открытого типа трудятся около 14% работающих россиян. При этом треть опрошенных не приемлет опен спейс.

Не отставай от коллектива

Чем же может быть полезен офис открытого типа, и какие плюсы в нем есть?

  • Простота общения. При открытой рассадке начальники и подчиненные различных уровней находятся в одном пространстве, таким образом, не нужно преодолевать страх, чтобы войти в кабинет и задать руководителю интересующий вопрос. К тому же можно перенимать опыт успешных сотрудников и налаживать дружеские связи.

  • Экономия времени при решении вопросов. Нет необходимости звонить или писать коллегам, приглашая их в переговорную. Посоветоваться и решить волнующие проблемы можно, практически не отходя от рабочего места.

  • Хорошая ориентация в структуре компании. Работники, которые находятся в опен спейс, имеют полное представление о том, кто сидит «у дальнего окна» или «у кулера при входе». Обычно они лучше ориентируются в подразделениях компании, чем те, кто проводит большую часть времени в своем кабинете.

  • Сведение сплетен к минимуму. Действительно, коллегам будет неловко сплетничать друг о друге во всеуслышание. К тому моменту, когда они соберутся поговорить в кулуарах, некоторые темы для злословия уже потеряют свою актуальность.

  • Простота контроля. Это один из главных аргументов начальства в пользу опен спейс. Заниматься посторонними делами гораздо труднее, когда это происходит у всех на виду. С другой стороны, когда вы видите, чем заняты коллеги или начальство, проще выбрать время, чтобы задать необходимый вопрос. Когда работники знают, чем занимается каждый из них, коллектив становится более сплоченным.

Действие раздражителя

Наряду с плюсами приходится отмечать и достаточно много минусов общей рассадки.

  • Постоянный шум. Когда в одном помещении собралось много людей, шум неизбежен. Если к этому добавить привычку некоторых сотрудников слишком громко разговаривать друг с другом или по телефону, можно получить непрекращающийся раздражающий звуковой фон. При этом вы узнаете даже то, чего знать не хотели бы. Подобная атмосфера часто мешает сосредоточиться и вызывает недовольство коллегами.

  • Конфликты на бытовой почве. Кому-то постоянно жарко и душно, а кто-то все время мерзнет. Открытое окно или включенный кондиционер могут спровоцировать мелкие ссоры между коллегами. А с мечтами о том, чтобы использовать свою любимую вечернюю туалетную воду, можно практически расстаться. 

  • Легкая мишень для болезней. Если кто-то один заболел, но все равно пришел на работу, то скорее всего к вечеру заразятся еще два-три человека. 

  • Психологический дискомфорт. Обычно даже перегородки не способны защитить от ощущения открытого пространства. Окружающие невольно нарушают личностные границы, возникает ощущение, что коллеги смотрят в ваш монитор или слушают телефонный разговор. Все это снижает производительность труда.

  • Неловкость во время решения личных вопросов. Мы проводим на работе большую часть времени и порой вынуждены решать личные вопросы. При открытой рассадке чужие проблемы подчас становятся достоянием общественности. 

Если вы все же оказались в условиях опен спейс, постарайтесь сосредоточиться на его плюсах, а не минусах, а некоторые правила помогут вам сделать свое пребывание в нем комфортнее.

  • Ведите себя тише: старайтесь пользоваться виброзвонком на телефоне, а личные проблемы обсуждайте в полголоса.

  • Если окружающий шум вас раздражает, используйте наушники с тихой музыкой или беруши.

  • Не ешьте на рабочем месте. Запах еды может сильно раздражать коллег.

  • Подумайте о том, что ваша рабочая активность не останется незамеченной начальством.

  • Принесите на рабочее место какую-нибудь приятную для вас личную вещь. Это поможет персонифицировать свое место и немного расслабиться.

  • Если есть принципиальные разногласия с коллегами, лучше выработать общую систему правил.

  • Разработайте для себя также правила «работа-отдых». Выходите в коридор или на улицу, чтобы немного отдохнуть от компьютера и телефона и разгрузить нервную систему. Абстрагируйтесь от чужих проблем. 

  •  Если работодатель считает опен спейс необходимым, можно посоветовать ему установить высокие перегородки, которые создадут более комфортную обстановку для сотрудников. Принтер и сканер лучше расположить в коридоре или дальнем углу офиса, чтобы исключить лишний шум и характерные для офисной техники запахи.

123456 … 111
Минтруд: работодатель не может отказать льготнику в переносе отпуска по графику Минтруд: работодатель не может отказать льготнику в переносе отпуска по графику
06 февраля 2021
Работники льготных категорий, например родители 3-х и более детей в возрасте до 12 лет, могут использовать отпуск в любое удобное время. Ведомство уточняет, что в графике отпусков следует указывать дату начала отдыха льготника. Впоследствии сотрудник вправе ее поменять. Подать…
С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин С 1 января Минтруд исключил 356 профессий из списка запрещенных для женщин
06 января 2021
Минтруд России принял Приказ от 18.07.2019 N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" взамен действующего Постановления Правительства РФ от 25.02.2000…
Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год Исследование: Как изменились зарплаты в России за 2020 год
17 декабря 2020
В каких сферах труда с января по ноябрь 2020 года средняя зарплата выросла больше всего и какие сферы стали лидерами зарплатного рейтинга России за ноябрь 2020 ‒ статистика GorodRabot.ru
Тенденции рынка труда 2021 Тенденции рынка труда 2021
15 декабря 2020
В конце прошлого года, говоря о трендах на 2020 год, мы смело прогнозировали снижение безработицы, говорили о намерении большинства компаний активно нанимать новых сотрудников, развивать технологии и в целом описывали довольно не плохую перспективу, как…
Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками Выплата заработной платы перед Новогодними праздниками
14 декабря 2020
Напомню про особенности выплаты зарплаты в новогодний период.
Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании Наблюдение о рынке труда. Много сокращений. В основном нанимают российские компании
04 декабря 2020
Автор статьи Айгюн Курбанова. Основатель "Школы Карьерного Менеджмента", HR-практик, опыт работы директором по персоналу крупнейшей аутсорсинговой компании "Leader Team", директором по персоналу "Домодедово", директором департамента по управлению персоналом округа, ЗАО "ТАНДЕР",  Сеть Магазинов Магнит. Сертифицированный коуч…
Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России
04 ноября 2020
Дефицит рабочих рук может закончиться только после пандемии
Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей Босс для проекта. Строительству не хватает руководителей
31 октября 2020
Многие компании и целые отрасли снова перешли на удаленку. И если весной для большинства новый режим работы был в новинку и вызывал массу вопросов и недопониманий, то сейчас многие уже успели сделать выводы и подкорректировать слабые места. Строительная отрасль, а точнее, ее офисный сегмент, также проанализировала весенний опыт и открыла новый деловой сезон уже с учетом "коронавирусных" корректировок.
Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников
31 октября 2020
Какие ассоциации вызывает слово “музей”? У кого-то — искусство и архитектура, кто-то сразу вспомнит про туристов и сувениры, кто-то представит школьные экскурсии и уроки истории. Но музей — это не только коллекция, здание и выставки. Музей — это люди, которые в нем работают: хранят, исследуют, представляют публике музейные предметы, общаются с посетителями, принимают вызовы времени и адаптируются к меняющимся обстоятельствам. С какими трудностями сталкиваются музейные специалисты и как помогают себе?
Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии Каких топ-менеджеров перекупают друг у друга компании во время пандемии
31 мая 2020
Пока одни компании думают, как пережить трудные времена, сохранить коллектив и продолжить бизнес, другие используют любую возможность для своей трансформации. Одна из примет этого явления - охота на топ-менеджеров, развернувшаяся на кадровом рынке. Громкий переход в конце апреля одного из основателей и до недавнего времени руководителя популярного онлайн-ретейлера Lamoda Флориана Янсена в кресло исполнительного директора сети "Магнит" - вершина айсберга, уверяют эксперты
123456 … 111

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги: